Перейти к содержимому

Формирование мировоззренческих позиций и умственное развитие школьников. Социальное развитие личности школьника

Формирование мировоззренческих позиций и умственное развитие школьников. Социальное развитие личности школьникаОбщепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идеал всесторонне и гармонично развитой личности, который идет из глубины веков.

В Украине общая цель воспитания конкретизируется через систему воспитательных задач, которые объединены в направления. Так, интеллектуальное (умственное) воспитание предусматривает:

- усвоение системы знаний, которая спроектирована с соответствующих учебных предметов и содержит перечень смысловых элементов общественного опыта (фактов, понятий, определений, теорем, законов, положений, правил, алгоритмов деятельности и тому подобное);

- развитие познавательного интереса, творческой активности, мышления, рациональной организации учебного труда;

- развитие критического мышления, способности осознавать и отстаивать личную позицию;

- выработка умения самостоятельно добывать знания;

- готовность к применению знаний, умений в практической деятельности;

- формирование личностного мировоззрения — обобщенного понимания всего мира в целом на почве большого количества упорядоченных взглядов, убеждений, идеалов.

Патриотическое воспитание:

- воспитание любви к родной земле, семьи, своего народа, Родины;

- формирование национального сознания;

- культивирование лучших черт украинской ментальности: трудолюбия, индивидуальной свободы, глубокой связи с природой и проч.;

- воспитание бережного отношения к национальному богатству страны: языка, культуры, традиций;

- формирование готовности к творческому труду на благо людей, подвига во имя процветания государства;

- формирование ответственности за судьбу Родины;

- воспитание гражданского долга перед страной, обществом;

- формирование политической культуры;

- выработка этики межнациональных отношений.

Правовое воспитание:

- привитие уважения к правам и свободам человека и гражданина;

- воспитание уважения к Конституции, законов Украины, государственных символов (Герба, Флага, Гимна);

- усвоение основ государственного, трудового, гражданского, семейного и уголовного права;

- формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, правами человека и ее гражданской ответственностью;

- воспитание уважения к правам и свободам других людей;

- формирование активного противодействия случаям нарушения законов. Нравственное воспитание:

- формирование у учащихся основ общечеловеческой и народной морали: совестливости, порядочности, тактичности, сочувствия, милосердия, доброты, честности, гуманности, толерантности и других добродетелей;

- воспитание уважения к родителям, духовного единства поколений;

- воспитание чувства собственного достоинства: чести, свободы, равенства, трудолюбия, самодисциплины;

- готовность строить свою жизнь по принципам гуманизма;

- подвижничество в преодолении страха, насилия, жестокости, мести;

- воспитание культуры поведения.

Художественно-эстетическое воспитание:

- овладение основами народного искусства, музыки, архитектуры, устного народного творчества, национальной песенной и танцевальной культуры, быта, ремесел, игры;

- формирование системы знаний о мировой культуре и искусстве;

- развитие эстетических потребностей и чувств;

- развитие художественных способностей и творческой деятельности;

- готовность строить свою жизнь по законам красоты.

Трудовое воспитание

- выработка сознательного отношения к труду как высшей ценности человека и общества;

- формирование трудовых навыков и умений;

- формирование умения самостоятельно и эффективно работать;

- развитие потребности в творческом труде;

- воспитание деловитости, предприимчивости;

- воспитание чувства хозяина и хозяйственной ответственности;

- формирование готовности к труду в условиях рыночной экономики.

- обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи;

- физическое, духовное и психическое закаливание;

- воспитание ответственного отношения к укреплению собственного здоровья;

- формирование навыков соблюдения санитарно-гигиенических норм, режима дня и питания;

- развитие потребности в здоровом образе жизни.

- психосексуальна подготовка;

- формирование готовности вложить в брак и выполнять семейные обязанности;

- формирование культуры семейных и половых отношений.

Цель и задачи воспитания, определенные обществом, имеют объективный характер, поскольку вытекают из объективной необходимости. Без четкой стратегии невозможна социальная перестройка: неизбежно возникнут размытые идеалы, фальшивые образцы жизни, эталоны поведения.

В развитых странах мира целенаправленное воспитание является главным направлением деятельности школы, а нравственное, духовное становление личности — его важнейшими задачами.

Социальный (внешний) план развития личности отражает ее соціумність. Соціумність характеризуется такими параметрами, как широта и высота поднятия личности до социальных ценностей, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основе личностных качеств.

Внутренний план развития личности, прежде всего психофизического, отражает ее самость. Самость характеризует глубину индивидуальности личности, ее потребности, интересы, ценности.

Истинное воспитание потому и сочетает в себе науку и искусство, что объективные закономерности социального развития в жестких рамках культуры должны оставлять место индивидуальному своеобразию, свободе личностного "я", становления субъектности.

Гармония самости (жизнь в себе) и соціумності (жизнь в обществе) характеризует личность с позиции целостности. Достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания. Специфика цели гуманистического воспитания заключается в создании условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Такая цель воспитания реализует гуманистические позиции общества в отношении личности и своего будущего. Она раскрывает перед личностью спектр различных жизненных выборов, возможностей самостоятельно строить жизнь, поведение, деятельность, поступки в соответствии с собственными представлениями о счастье. В то же время создает возможность понять свое право и ответственность за раскрытие своих способностей, творческого потенциала, за собственную судьбу; лучше осмыслить соотношение между внутренней свободой выбора самореализации и саморазвития и целенаправленным воздействием общества.

Становление личности предполагает усвоение ценностей культуры и формирование на их основе устойчивой индивидуальной системы гуманистических ценностных ориентаций, которые детерминируют поведение и деятельность.

Однако общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Поэтому ценностные ориентации воспитанника не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

Для того, чтобы достижения культуры были приняты личностью, недостаточно того, чтобы ученик осознавал их необходимость. Ценность приобретает побудительной силы мотива деятельности тогда, когда она стала объектом потребности личности, то есть при срабатывании механизма интериоризации (от лат. interior — внутренний). Інтеріоризація — процесс перевод культурных ценностей во внутренний мир личности. В случае, когда ценность — потребность стала моментом внутреннего существования, воспитанник может четко сформулировать цели собственной деятельности, найти эффективные средства их реализации, осуществить своевременный контроль, оценку и корректировку своих действий.

Становление личностного в ребенке предполагает усвоения им системы общественных ценностей. С этой целью педагог организует, отбирает объекты культуры, придает им целевую направленность, создавая тем самым воспитательное пространство, которое разворачивает перед учеником образ жизни и позволяет естественно входить в контекст современной культуры.

Проникновение в глубину той или иной ценности происходит с помощью соответствующих видов деятельности ученика. Так, познание, освоение, усвоение, присвоение личностью ценности "трудолюбие" реализуется путем выполнения производительного труда, сельскохозяйственного опытничества, предпринимательской деятельности и тому подобное; "национальное сознание" — путем изучения родного языка, своей родословной, истории Отечества, краеведения (исторического, этнографического, географического, фольклорного, литературного), природы родного края, народных традиций, обычаев, обрядов, семейно-бытовой культуры, народного искусства, национальных ремесел и др.

Некоторые виды деятельности могут использоваться для усвоения различных ценностей, а некоторые стоимости культуры могут усваиваться с помощью различных видов деятельности. Это способствует оптимальному построению процесса воспитания, значительной экономии времени, сил и воспитателей, и воспитанников.

Отношения, которые создаются в воспитательном среде, называют воспитательными. Воспитательные отношения позволяют почувствовать, понять, оценить связь собственного "я" и стоимости культуры, осмыслить (придать смысл), субъективизировать, внести в природу и социум свое субъективное начало.

Многочисленные исследования показывают, что "перевод во внутренний план" общечеловеческих ценностей и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на уровне осознания (когнитивном). В этом процессе активную роль играют эмоции. Социальные ценности воспринимаются прежде всего чувствами. С помощью сознания они осмысливаются. Сочетание чувства и смысла в ценностях определяет способы поведения, деятельности человека.

Психологический механизм интериоризации позволяет обеспечить динамику духовных потребностей личности. Если к совместной деятельности воспитателя и воспитанника приобщить факторы, которые стимулируют самодеятельность воспитанника, то появится возможность для формирования у него новых духовных потребностей. Так, пытаясь достичь высших результатов производительного труда, старшеклассники знакомятся с новой агротехникой выращивания культур, передовым опытом, требованиями окружающей действительности. Они читают научную литературу, следят за периодическими изданиями, консультируются с опытными специалистами. Внутренне сопоставляя свои действия и поступки с более совершенной трудовой деятельностью, учащиеся прогнозируют ее лучших общественных эталонов и трансформируют эти образцы внутреннее состояние. Новые объекты переходят в потребности, то есть срабатывает механизм интериоризации.

Інтеріоризація ценностей культуры требует во всех случаях учета диалектического единства когнитивного и чувственного, рационального и практического, социального и индивидуального в личности.

В общественной и индивидуальной деятельности осуществляется преобразование сил и способностей личности в объективные социально-значимые продукты деятельности и ценности, то есть происходит екствриоризація (лат. — внешний).

Гуманистическая функция воспитания состоит в том, чтобы создать условия, при которых личность сможет максимально реализовать весь свой потенциал способностей в современной социокультурной ситуации. Воспитание, с одной стороны, расширяет границы жизнетворчества личности, с другой — закладывает в личность внутренние механизмы индивидуального развития — самоактуализации, самореализации.

Потребность в самореализации, по мнению одного из основоположников гуманистической психологии А. Маслоу, занимает особое место среди других потребностей личности (физиологических, потребностей в безопасности, любви, уважении, самооценке): человек стремится максимально реализовать весь потенциал своих способностей, чтобы "быть тем, кем она может стать". Стремление к самореализации, по сути, есть стремление к самоутверждению за счет таких личностных функций, как рефлексия, коллизионность, мотивация, опосредование, смислотворчість.

Человек, по мнению К. Роджерса, является субъектом собственной жизни. Она свободна в своем выборе, принятии решений, пытается проявлять самостоятельность и ответственность, саморазвиваться. У здорового, нормального человека эти качества всегда существуют как потенциальные возможности.

Для саморазвития человека наиболее значимыми, по мнению К. Роджерса, являются: поле опыта индивида, самость и идеальная самость, конгруэнтность и неконгруентність, тенденция к самоактуализации, личностный рост и препятствия росту, социальные отношения. Поле опыта индивида включает события, восприятия, ощущения, то есть все то, что происходит с человеком в данный момент и доступно осознанию; содержание индивидуального опыта определяется тем, какие его элементы становятся предметом осознания, на какие жизненные проблемы направлено внимание индивида. Поэтому воспитатель должен понять эти проблемы, а также увидеть в поле личностного опыта воспитанника те проблемы, которые являются важными для его развития, но еще им не осознаны как личностно значимые. В этом случае необходимо организовать "встреча с проблемой".

Самость — это представление человека о себе, которое возникает на основе прошлого и настоящего опыта и ожиданий будущего. К. Роджерс выделяет реальную и идеальную самость — "представление себя таким, каким индивид хотел бы быть, которому он придает наибольшую ценности для себя". Если человек не принимает себя таким, какой он есть, а ориентируется в оценке собственного поведения, принятии решений только на идеальный образ себя, то это приводит к постоянному дискомфорту, неудовлетворенности собой, невротических состояний, торможение личностного развития. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь воспитаннику принять и полюбить себя таким, какой он есть, раскрыть себя как привлекательный образ. Поэтому гуманистическое воспитание призвано развивать конгруэнтность — способность быть самим собой в отношениях с людьми. В своей книге "О становлении личности" К. Роджерс советует научиться слушать себя", "быть самим собой", поступать согласно мыслей и чувств. "Нет смысла, — пишет он, — общаясь с людьми, носить маску и делать вид, что ты чувствуешь одно, а на самом деле чувствуешь совсем другое". Для того, чтобы человеческий потенциал раскрывался и реализовался, необходимо изменить взгляды на воспитание, придать ему характер педагогики отношений.

В совместной деятельности ученик занимает разные позиции и вступает в различные отношения. Личность ребенка, подчеркивает А. М. Леонтьев, может характеризоваться на каждом возрастном этапе лишь местом, которое она занимает в системе человеческих отношений.

Место в воспитательном отношении — это, собственно, создана личностно утверждающая ситуация в системе жизнетворчества питомца. В этой ситуации обеспечивается восприятия и осмысления реальной действительности (предоставляется смысл), формируются ценностные ориентации, мировоззрение.

Интеллектуальная культура включает интерес к работе с книгой и новыми информационными технологиями; развиты умственные силы, мышление, способность осуществлять саморегуляцию интеллектуальной деятельности.

Умственные силы (ум) — это совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, овладение основными мыслительными операциями, интеллектуальными умениями.

Накопление определенного фонда знаний является важным условием интеллектуальной и активной познавательной деятельности. Без запаса систематизированных знаний не может развиваться ни одно ценное качество ума. Накопление определенного фонда знаний учеником предполагает прежде всего овладение конкретным учебным материалом: фактами, терминологией, символами, именами, названиями, датами, понятиями разного рода (общими, частными, конкретными, абстрактными), связями и зависимостями, которые существуют между ними и находят отражение в правилах, законах, закономерностях, формулах. К знаниям относят также представление об области и способах применения этих знаний, а также владение методами их использования.

Овладение основными мыслительными операциями предусматривает овладение методикой анализа, синтеза, сравнения, классификации. Напомним кратко основные характеристики этих операций. Анализ — это мысленное разложение целого на составные части или мысленное выделение отдельных его частей; синтез — мысленное объединение частей предметов или отдельных сторон явлений, их признаков и свойств; сравнение — установление сходства или различия между предметами или явлениями по одной или несколькими признаками, выделенными в определенной последовательности; классификация (систематизация) — разделение предметов или явлений по группам в зависимости от сходства или различия между ними.

Умение проводить анализ, синтез, сравнение и классификацию позволяют сделать выводы, оценить, принять решение, определить принадлежность явления или предмета к определенному классу.

Овладение интеллектуальными умениями — это овладение учебными умениями, или умениями учебной деятельности. Нам уже известно, что учебные умения подразделяются на общие учебные умения, используемые при изучении любых учебных дисциплин, и специальные, необходимые для овладения знаниями по отдельной отрасли или отдельной учебной дисциплины.

В общих учебных умений относят умения читать (выразительно, сознательно, с правильным произношением слов, звуков, с интонацией, темпом, учетом жанра и стиля текста, читать быстро текст за счет большого зрительного охвата); умение слушать (сосредотачиваться на содержании рассказа, объяснения, лекции или вопросов учителя, ответов, сообщений или докладов учащихся; продолжительность сконцентрированной внимания, умения анализировать, рецензировать и оценивать прослушанном сообщения), умение устно формулировать и излагать свои мысли (отвечать на вопросы, пересказывать содержание прочитанного или услышанного, словесно описать картину, рисунок, наблюдения, высказывать свои мысли по теме, задавать вопросы по тексту); умение писать (овладение техникой письма и письменной речью: правильно списывать с доски, из книги, описывать увиденное, писать под диктовку, написать сочинение на заданную или на свободную тему, использовать разные стили изложения), умение работать с книгой (умение найти книгу, определить ее общее содержание, использовать различные формы записи прочитанного; умение пользоваться книгами различного назначения; научной, художественной, справочной литературой, периодикой, словарями).

В специальных учебных умений, относятся, как уже отмечалось, умение читать карты, ноты, технические чертежи, вычислительные умения по математике, умение слушать музыкальные произведения, умения записывать числа, формулы, нотные знаки, пользоваться словарями во время изучения иностранных языков и другие.

Мышление является процессом опосредованного и обобщенного познания предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.

Мышление присуще всем людям. Мнение является результатом переработки мозгом конкретных чувственных данных (ощущений, восприятий, представлений), отрыва от конкретной действительности. То есть она всегда является абстракцией.

Каждый ученик в процессе развития формирует такие свойства ума, которые характеризуют те или иные стороны и формы мышления. Традиционно в педагогической и психологической литературе, адресованной учителю, даются рекомендации развивать мышление вообще и его отдельные виды. Среди видов называют диалектическое мышление, логическое, абстрактное, обобщенное, категориальное, теоретическое, индуктивное и дедуктивное, алгоритмическое, техническое, репродуктивное и продуктивное, творческое, системное.

Диалектическое мышление предполагает умение видеть в явлении противоположности, тенденции их развития, зарождения новых тенденций.

Логическое мышление — это овладение учеником приемами логической обработки знаний, т. е. установление обобщенных связей между новыми знаниями и ранее изученным материалом, приведение знаний в определенную упорядоченную систему. Его характеризует умение давать определения понятий, а также овладение приемами рассуждения, доказательства, опровержения, подведение итогов, выдвижение гипотез, прогнозов.

Абстрактное мышление предполагает умение ученика отрываться от несущественных, второстепенных признаков, выделять общие и существенные и на этой основе формировать абстрактные понятия.

Обобщенное мышление характеризуется умением находить общие принципы или способы действия, распространяемые на определенную группу явлений.

Категориальное мышление — умение объединять понятия в классы и группы на основании определенных существенных признаков сходства.

Теоретическое мышление предполагает способность к усвоению знаний высокого уровня обобщения, понимание научных основ и принципов развития тех или иных отраслей знаний, умение видеть зависимости и закономерности существующих связей между явлениями.

Индуктивное мышление предполагает движение мысли от частного к общему, от фактов к обобщениям, выводам.

Дедуктивное мышление связано с мисленнєвим процессом, который характеризуется движением мысли от общего к частному (например, от правила к примерам).

Алгоритмическое мышление характеризуется неуклонным соблюдением инструкции или распоряжения, которые-указывают строгую последовательность действий, обеспечивающая получение требуемого результата.

Техническое мышление связано с мисленнєвою деятельностью в процессе инженерно-технического труда. Она предполагает понимание научных основ и общих принципов производственных процессов, психологическую готовность человека к работе с техникой.

Репродуктивное мышление характеризует мисленнєву деятельность, которая связана с актуализацией усвоенных знаний для решения задач известного типа или выполнения действий в знакомых условиях.

Продуктивное (или творческое) мышление связано с самостоятельным решением учеником новых задач на основе приобретенных знаний, а также с использованием новых данных, способов и средств, необходимых для их решения.

Системное мышление проявляется в способности человека выявлять связи между науками, понимать общенаучные законы, лежащие в основе их развития, иметь обобщенные представления о закономерностях развития природы и общества, что связано с формированием научного мировоззрения.

Развитие демократии в Украине невозможна без разумного, мыслящего человека, который не слепо воспринимает определенные положения, декларации, а способна их критически анализировать, корректировать свое поведение в соответствии с жизненных ситуаций.

Критическое мышление (гр. — искусство разбирать, судить) проявляется в способности самостоятельно указать на причину обще принятых стандартов или оспорить их, выдвигая существенные и убедительные аргументы.

Это мышление является нестандартным. Оно не может основываться на алгоритмах или других механических процедурах. В его основе лежит способность учащихся к самостоятельным логически грамотных размышлений и суждений; то есть умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, а "правильно оценивать их, видеть их сильные и слабые стороны, выявлять то ценное, что в них имеется, и те ошибки, которые допущены в них" (С. А. Смирнов). К критическому мышлению прибегают в тех случаях, когда необходимо взвесить и оценить альтернативы, а также когда требуются оценка приоритетов и определение достоверности и уместности.

Личность, которая критически мыслит, использует критическое мышление как средство коррекции и ликвидации ошибок, прежде всего в собственном мышлении. При этом осуществляются не отдельные умственные действия и операции, а сам процесс мышления, связанный с такими основными характеристиками, какие ощущения жизненной ситуации, способность к выводам, самокоррекция.

По своей сути критическое мышление есть діалогічним, то есть представляет непрерывную дискуссию. Внимание в ней сосредотачивается больше на предмете дискуссии, а не на индивидуумах. Главная цель дискуссии — способствовать лучшему функционированию процесса познания.

Путями решения задач умственного воспитания является обучение и внеклассная работа с учащимися. Независимо от содержательного наполнения они обеспечивают условия для обсуждения вопросов и проблем, имеющих для учащегося жизненное значение, развития диалога (полилога), формирование умения высказывать свое мнение, выслушать других, приводить аргументы, оценивать их значимость, искать противоречия и тому подобное.

Во внеклассной работе с этой целью используют: * сократовские беседы, дискуссии, диспуты, откровенные разговоры, интеллектуальные аукционы, ринги, защиты фантастических проектов, конкурсы, олимпиады, ярмарки творческих работ, КВН, фестивали и тому подобное.

Одним из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Мировоззрение — это система взглядов человека (философских, социально-политических, правовых, моральных, эстетических) на окружающий мир (явления природы, общественные процессы, сознание людей, свое место в нем.

Только мировоззрение дает человеку осознание собственного места в мире и тем самым почву под собой.

Мировоззрение является духовной средой человека, его "внутренним". Осмысливая свою субъективность и окружающий мир, благодаря мировоззрению человек начинает осознавать себя способным к его интеллектуальному и практическому усвоению, формироваться как человеческая индивидуальность.

в то же Время мировоззрение является фактором самосознания эпохи, частью культуры и поэтому — необходимым фундаментом образования. Обеспечивая осмысление экзистенциальных вопросов человеческого бытия, культурно-мировоззренческий контекст образования ориентирует школу не только на овладение учащимися современными знаниями, но и на формирование у них необходимых гражданских позиций, ценностных ориентаций, готовности и способности жить полноценной личной и социальной жизнью. В этом понимании формирование мировоззрения — одна из высших целей образования.

Структуру мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения. Знание является субъективным отражением объективной реальности, результатом усвоение ("присвоение") знаний, которые накопило человечество в течение истории в процессе развития общественной практики. В сознании человека результат познания окружающей действительности отражается в виде представлений, понятий, суждений, теорий, идей, норм. Одни из них являются актуальными для человека, то есть приобретают для нее субъективного, личностного смысла, другие — остаются лишь словесными знаниями. Взгляды и убеждения — это принятые человеком представления о мире как достоверные и эмоционально переживаемые. Убеждения — знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный склад личности: ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки.

Современная украинская школа ориентирована на формирование у учащихся научно-материалистических взглядов и убеждений. В ст. 35 Конституции Украины записано: "Церковь и религиозные организации отделены от государства, а школа — от церкви", что определяет светский характер государства, а также светский характер обучения и воспитания во всех типах учебных заведений.

ст. 6 Закона "Об образовании" подчеркнуто, что одним из основных принципов образования является "научный, светский характер", "интеграция с наукой и производством".

Во многих ведущих странах мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии.

В цивилизованной Франции еще в 1882 году приняли закон об исключении религии из учебных планов. Этот закон не нарушается более 100 лет. В США религиозное обучение является частным делом граждан. Уроки религии можно получить только за стенами учебного заведения. В Японии конституцией "безусловно запрещено преподавание любой конфессии" в общественных школах, в то же время законом разрешено включать религиозное обучение в программы частных учебных заведений.

Отказ государства и церкви от прочного союза вовсе не означает, что мировая школа отвергает общечеловеческие идеалы, заложенные в религии. Церковь в течение многих веков, отвечая на вопрос "Как жить в мире?" сохраняла и развивала тенденции духовной культуры, способствовала консолидации сил общества. В наше время, когда люди с противоположными убеждениями" приходят к пониманию необходимости жить рядом без вражды, а основным вопросом философии становится утверждение мира в мире и в душах людей" (В. Лутай), необходимо в диалоговой взаимодействия между концепциями найти "золотую середину". Это означает, что школа и учитель должны формировать научное мировоззрение, уважая религиозные чувства верующих учеников и их родителей, с почтением относиться к религии и священных книг, не допустить возникновения конфликта, оскорбления или унижения достоинства и чувств верующих учеников.

Основными средствами формирования мировоззрения учащихся является процесс обучения, внеклассная деятельность, самостоятельная работа. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знаний и деятельности, міжпредметними связями, созданием интегрированных курсов.

Формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, эмоции, волю личности, от ее активной практической деятельности.

Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения действительности к понятийного, абстрактного мышления, а потом — возвращение, восхождение от абстрактного к конкретному. Последний обеспечивает не простое нанизывания абстракций друг на друга, а создает синтез, который способствует дальнейшему углублению в сущность явлений материального мира во всех их причинных связях и опосередкованостях. Результатом аналитико-синтетической деятельности являются понятия, идеи, теории. В них содержатся и знания, и способы деятельности. Это требует использовать для развития учащихся единство знаний и умений мыслить и действовать.

Для того, чтобы знания переросли в убеждения личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний.

Эмоциональный компонент мировоззрения побуждает учителя обращаться к личному опыту учащихся, жизненных ситуаций, произведений литературы и искусства, чтобы создать и поддержать благоприятный социально-психологический фон для формирования убеждений.

Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности школьников.

Практически-действенный компонент мировоззрения предполагает включение учащихся в довольно широкую сферу практических действий: трудовую, общественную, художественную, техническую и другие виды деятельности, в широкий круг социальных отношений, вооружения разносторонней информацией, опытом общения.

Формированию у учащихся научного мировоззрения способствует преемственности в обучении и осуществления межпредметных связей. Эти педагогические условия позволяют увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить о нем целостное представление. Особенно большое значение в мировоззренческом плане имеют такие межпредметные взаимодействия, которые позволяют учащимся всесторонне охватить все свойства и связи объектов, которые изучаются. Например, на основе межпредметных связей у школьников формируются такие методологические идеи, как единство живой и неживой природы, общность естественнонаучных и общественно-исторических основ взаимодействия человека, общества и природы, единство антропогенеза и соціогенезу и другие.

В выработке учащимися взглядов и убеждений важную роль играет позиция педагога. Он сам должен иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь не навязывать их и одновременно не отказываться от них через конъюнктурные соображения. Духовным наставником современной молодежи может быть только учитель, который воспринял передовые идеи нового тысячелетия, смысл науки, учитель, сформированный как творческая личность.