Грамотная организация рабочего места школьника всегда играет очень важную роль. Недостаточно просто купить стол, стул и установить их, нет. Нужно учитывать целый ряд аспектов, чтобы ребенок мог избежать в будущем сутулых плеч, сколиоза и плохого зрения.
Учитываем особенности развития ребенка
Организуя рабочее место школьника, в первую очередь мы должны обращать внимание на физиологические особенности и потребности ребенка. Например, мой сын отличается от сверстников интенсивным ростом, и при поступлении в первый класс был довольно крупным ребенком. Поэтому, перед покупкой письменного стола я долго изучала варианты раздвижных парт, столов, комплектов. Все они для первоклассников начинались с учета роста в 110 см и моему сыну были по колено.
Понятно, что эти комплекты регулируются по росту (и это здорово!), но сын растет быстрее. Поэтому мы остановили свой выбор на письменном столе стандартного размера, учитывая, что он у нас поселится надолго.
Стол “Маугли” с поворотной столешницей. Фабрика “Алмаз”, г. Волгодонск
А вот стул нашли анатомический, повторяющий силуэт детской спины, и растущий с ребенком до самого 11 класса.
Единственное, что мне, как учителю и маме не нравится в данной вещи — наличие поворотного механизма. Для младшего школьника это бесподобный аттракцион! Когда можно увлечься и вместо выполнения заданий, кружиться вокруг своей оси. Поэтому, мой вам совет, ищите стул либо с полным отсутствием этой функции, либо с возможностью ее блокировать. Если вдруг вы уже купили стандартный письменный стол, а ребенок, сидя за ним, не достает ногами до пола, — не отчаивайтесь! В любом детском магазине можно приобрести подставку под ноги, и таким образом скорректировать образовавшиеся неудобства.
При выборе стола и стула, необходимо помнить следующее:
- столешница должна располагаться на уровне солнечного сплетения сидящего за ней ребёнка;
- стул не должен быть слишком глубоким — идеальная глубина чуть меньше, чем расстояние от крестца до коленей ребенка.
Выбор удачного расположения мебели в рабочем месте
Второй не маловажный фактор в организации рабочего места школьника — правильное расположение мебели и верно подобранное освещение. Если ваш ребенок правша, то письменный стол стоит располагать по правой стене от окна, тогда дневной свет, попадая на книгу или тетрадь, не будет иметь препятствий на своем пути. Если ваш ребенок — левша, то расстановку следует произвести с точностью до наоборот — на левую стену.
Очень удобно располагать рабочее место школьника непосредственно у окна. Но, опираясь на свой опыт, я бы советовала выбирать такое расположение рабочей зоны только тем, у кого в детской комнате острый дефицит дневного света. Потому что, помню с детства, как отвлекает происходящее за окном от учебного процесса.
В организации рабочего места своего сына-школьника, я компенсировала недостаток дневного света правильно-установленной настольной лампой.
При выборе настольной лампы стоит обратить внимание на следующие вещи:
- свет от настольной лампы должен охватывать всю рабочую поверхность;
- свет от настольной лампы не должен быть слишком ярким или давать слишком
теплый свет, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на глаза ребенка;
то крепления должны быть надежными.
С лампой так же, как с дневным светом: ребенок левша — лампа располагается справа, правша — слева.
Не всегда в детской комнате достаточно места для организации отдельного рабочего места школьника, поэтому приходится вписывать рабочую зону в привычный интерьер. Но и тут можно избежать многих трудностей, если все заранее распланировать и организовать.
Например, мы с сыном заранее перебрали его любимые книги и расположили их на полке в соответствии с его предпочтениями. Но выделили под учебную литературу большую часть освободившегося пространства.
- вся учебная литература должна всегда быть под рукой, чтобы ребенок не тратил драгоценное время на ее поиски;
- под письменные принадлежности нужно отвести как минимум один ящик стола, или одну полку шкафчика;
- учебники и литература для чтения на столе всегда должны быть на подставке для книг.
Техническое оснащение рабочего уголка школьника
Не секрет, что наши дети с раннего детства живут в мире новейших технологий и компьютером или планшетом никого из них сегодня не удивишь.
Когда моему ребенку было 6-7 лет, я была категорически против компьютера у него в комнате. Излучение, излишняя нагрузка на глаза, всевозможные игрушки — мне не казались наилучшим времяпрепровождением.
Ситуация поменялась с поступлением в школу. Сегодня по большинству предметов детям задают создать презентацию, подготовить интерактивный доклад, найти фото и т. д. и т. п.
Поэтому при организации рабочего места нашего школьника мы озаботились покупкой и установкой компьютера. Выше я писала про наш письменный стол, так вот у него имеется вторая столешница, открыв которую можно оптимально расположить компьютер и монитор.
Вы спросите: “Почему не ноутбук?” Во-первых, он быстрее нагревается, и экран его больше нагружает зрение, во-вторых не все ноутбуки поддерживают нужные форматы и программы. Поэтому наш выбор — стационарный компьютер.
- для работы за компьютером школьника лучше выбирать ЖК монитор, располагая его под углом 30 градусов ниже уровня глаз;
- системный блок следует располагать под столешницей подальше, в некотором отдалении от ребенка.
Еще замечу вот что — интернет вещь незаменимая. Здесь и множество полезного материала, нужного в процессе обучения, и сайты, развития тех или иных способностей детей. Но пока для младшего школьника я бы рекомендовала установить программу ограничитель “Детский интернет”, чтобы избежать ненужной информации для ребенка.
Детский интернет-браузер Гогуль
Так что организация рабочего места школьника — очень важная вещь, от которой зависит как здоровье нашего ребенка, так и его развитие. А от нас с вами зависит успех в этом деле.