Школьные годы — важный период в жизни ребёнка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни детей. Вместо полной свободы движений его ждёт сидение часами в вынужденной позе. К тому же предъявляются повышенные требования к работе головного мозга. Перед родителями стоит задача — формирование здоровья школьников. Что это значит? В первую очередь необходимо формировать потребность детей в ежедневной активной двигательной деятельности.
Работа по сохранению и укреплению здоровья школьника
Родителям будущих школьников необходимо понимать, что сохранение здоровья школьника зависит от соблюдения условий:
- Мебель должна подходить по росту ребёнка. Даже при подобранной мебели неправильное положение тела приводит к нарушениям осанки. Поэтому нельзя жалеть время на то, чтобы проследить, как сидит ваш ребёнок за столом, выполняя уроки или другую работу. Ведь нарушения осанки сопровождается повышенной усталостью и часто является причиной плохого самочувствия детей. Помните, что легче предупредить болезнь, чем лечить, тем более, что вылечить искривление позвоночника очень трудно.
- Правильность освещения рабочего места.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
- Потребность детей в движении.
- Выполнение режима дня.
Физические недостатки детей
Основным физическим недостатком является нарушение осанки. Осанка — это привычная поза, которая характеризуется способностью держать прямо голову, шею и спину. В настоящее время всё больше детей приходят в первый класс со сколиозом — боковым искривлением позвоночника. Эти искривления вызываются прежде всего неправильным положения тела во время сидения, вошедшим в привычку. Часто причиной сколиоза является мышечная слабость. Поэтому, неправы те родители, которые физически ослабленных детей стараются освободить от занятий физической культурой и трудовых поручений. В статье «Долг и счастье» я писала, о родителях девочки, которые не побоялись соответствующих физических нагрузок, получив прекрасный результат в плане здоровья своей дочери. Таких примеров можно привести великое множество не только из жизни, но из художественной литературы, посмотрев достижения некоторых спортсменов и других известных вам людей.
Не побоюсь привести ещё один пример: Тоня в 7 лет попала с родителями в аварию, родители погибли, девочку спасли, но она навсегда осталась прикована к инвалидному креслу. Её воспитывали пенсионеры бабушка и дедушка. Не жалея сил, они восстанавливали здоровье внучки, заставляя трудиться и её саму. В результате - Тоня закончила вуз, в настоящее время имеет семью, никто из окружающих не замечает, что она в коляске.
Приведённый пример кому-то покажется не уместным. Всё уместно: если больного ребёнка можно сделать здоровым или почти здоровым, тогда зачем здорового превращать в больного?
Болезнью века считается близорукость школьников. Она чаще всего возникает в результате чрезмерного напряжения глазных мышц при длительных занятиях.
Может близорукость возникнуть и как следствие неправильного сидения за столом и из-за плохого освещения, осложнением некоторых заболеваний. Близорукость быстро прогрессирует и требует своевременного лечения. Если вы заметили, что ваш сын или дочь плохо видят в даль, прищуривается, когда ему что-либо необходимо рассмотреть на расстоянии, срочно обращайтесь к врачу. Ребёнок, страдающий близорукостью должен носить очки, подобранные для него специалистом. На профилактику близорукости направлены гигиенические требования к режиму школьника.
Факторы влияющие на здоровье школьника
Если в дошкольном детстве ребёнок мог беззаботно, по своему желанию, переходить от одного вида деятельности к другому, то, придя в первый класс школы, ему приходится выполнять конкретные определённые задания, напрягать внимание, память для успешного выполнения конкретных, порой трудных, заданий.
Для укрепления здоровья школьников и правильного физическкого развития ребёнка необходимые хорошие санитарно-гигиенические условия и соблюдение режима дня в семье. Самая образцовая постановка дела в школе по вопросам здоровья и здорового образа жизни школьника теряет смысл, если в семье не соблюдается режим дня и санитарные нормы: каждый школьник должен следить за чистотой рук, ухаживать за зубами, быть опрятным в одежде и обуви. Родители должны говорить о том, что через грязные руки могут передаваться инфекционные заболевания и паразитарные болезни. Одежда и обувь детей должны быть рассчитаны на потребность ребёнка в движении. Если домашнее воспитание и уход не соответствуют требованиям санитарии и гигиены, дети приходят в школу, имея физические недостатки или же эти недостатки развиваются у них в первый год учёбы.
Значение режима дня для здоровья школьников
При нарушении режима у школьников могут снизиться аппетит, появиться головные боли, запоры. Такие дети менее жизнерадостны, часто болеют.
Чрезмерная нагрузка, отсутствие правильного чередования умственного напряжения и отдыха, прогулок на свежем воздухе, физических упражнений и физического труда, недостаточный сон, перегрузки дополнительными развлечениями ведут к умственному переутомлению школьников. Они становятся раздражительными, легко возбудимыми, капризными, плаксивыми, плохо усваивают школьные задания. Если не обратить на эти симптомы внимания, то весь детский организм ослабнет вплоть до появления тяжёлых заболеваний.
Из всего описанного выше становится очевидно, что необходима связь родителей со школьными учителями и врачами, с которыми необходимо обсудить работу по сохранению здоровья школьников, условий жизни ребёнка в семье, его учёбы и воспитания.