Перейти к содержимому

Распорядок дня школьника: образец

Что такое распорядок дня и зачем он нужен

Распорядок дня представляет собой четкое чередование различных видов деятельности, активного и пассивного отдыха, сна, с соблюдением временных интервалов времени на эти элементы. Ребенку сложно адаптироваться к новым условиям жизни, например, когда к посещению школы добавляет посещение секций, кружков или занятий в развивающих центрах.

Конечно, в этом случае большую часть ответственности за выполнение режима дня лежит на родителях, и они контролируют соблюдение графиков посещений тех или иных мероприятий, прикидывают временные интервалы, но постепенно ребенок должен учиться состоятельно выполнять распорядок дня.

Если правильно организовать день ребенка, это поможет ему легче переносить физические и умственные нагрузки, у ребенка всегда будет время на занятия, игры, отдых и посещение кружков или секций .

Нередко дети, у которых отсутствует распорядок дня, даже не успевают подготовить домашнее задание для школы, не говоря уже о посещении развивающих мероприятий, и даже на прогулки у них нет времени. В то время как организованный в этом плане школьник успешно учится, активно отдыхает и успевает заниматься внеклассными делами.

Составляя распорядок дня для школьника, важно помнить, что на отдых обязательно должно быть отведено время. Кроме того, если ребенок занимается во внешкольных кружках, его дневной распорядок будет отличаться в зависимости от дня недели. Поэтому, для школьников начальных классов необходимо составлять режим на всю неделю.

Со временем, привыкнув жить по прописанному плану, он сможет составлять свой распорядок самостоятельно и рационально распределять свое время. Но обучить этому своего малыша с раннего возраста – задача родителей.

Важный момент: в первое время взрослые должны строго контролировать соблюдение каждого пункта распорядка дня ребенком, пока он не войдет в его привычку.

Элементы распорядка дня школьника

Чтобы правильно составить распорядок дня и рационально распределит время ребенка, необходимо определиться, какие элементы должны быть в нем отражены.

Прежде всего это время на учебу в школе и подготовку домашнего задания в домашних условиях. Затем, для детей, посещающих внешкольные кружки и секции, должно быть отведено время на внешкольные занятия с учетом дороги.

В распорядок дня включаются пункты, касающиеся приемов пищи (завтрак. обед. полдник, ужин), время на прогулки, в том числе и на свежем воздухе при хорошей погоде, какой-либо досуг в домашних условиях и сон.

Не стоит беспокоится, что в 24 часа суток все эти элементы вместятся с трудом. При правильной организации дня времени хватит на все.

Конечно, многим детям сложно определиться, чем конкретно они хотят заниматься после занятий в школе, некоторые записываются во все кружки, какие только предлагают внешкольные организации, но времени на все не хватает. В этом случае следует определиться, какие именно секции будут в приоритете, а чем придется пожертвовать (может быть на какое-то время).

Учитывая все элементы режима дня, важно помнить, что ребенку нельзя чрезмерно переутомляться, иначе хроническая усталость может вызвать у ребенка развитие астено-невротического синдрома. С другой стороны, часто мамы жалуются, что, оставшись недостаточно загруженным, ребенок часами «болтается» на улице, ввязывается в плохие компании и к подростковому возрасту становятся просто неуправляемыми.

Итак, рассмотрим основные элементы распорядка дня школьника.

Учеба в школе и дома

На занятия в школе для ученика начальных классов тратится от 4 до 5 часов в день. Обычно уроки начинаются в 8 часов и длятся до 12 – 13 часов дня. Распорядок в учебное время организовывается администрацией школы, классным руководителем.

Все, что требуется от родителей и самого ребенка – вовремя прийти к началу занятий в школу.

Подготовка домашнего задания в домашних условиях для школьников начальный классов занимают до 1-3 часов времени (в зависимости от класса). За это время ребенок успевает решить примеры и задачи по математике, выполнить письменные упражнение по языкам, выучить устные предметы.

Приступать к выполнению домашних заданий сразу после возвращения из школы не нужно. После обеда ребенок может немного отдохнуть, поиграть или отправиться на внешкольные секции.

Внешкольная активность ребенка

Посещение спортивных секций, внеклассных кружков или развивающих центров полезно для развития ребенка, для формирования для личности. Таким образом ребенок не только развивается, но и учится общению в коллективе, адаптируется к новым условиям.

Дополнительные занятия спортом развивают в ребенке выносливость, силу, ловкость, способствует укреплению мышц и скелета.

Занятия в творческих и художественных кружках благотворно сказывается на эстетическом развитии ребенка, развитии полезных навыков и умений. Обучающие и развивающие кружки и центры способствуют всестороннему развитию ребенка.

Для школьников начальных классов можно посещать 2-3 кружка или секции, с учетом того, что занятия по каждому их них проводятся 2 раза в неделю (т. е. 2-3 секции по 2 занятия в неделю – 4-6 занятий в неделю). Отводя время на распорядок дня под внешкольные мероприятия, учитывайте не только время занятия, но и на дорогу до кружка и обратно домой.

Питание

Время на питание или приемы пищи должно быть обязательно отведено в распорядке дня. Учитывайте время на завтрак перед школой (второй завтрак у детей – в школе), обед, полдник и ужин. На один прием пищи отводите 20-30 минут. Приучайте ребенка есть быстро, но не торопясь.

Часто всегда находится 1-2 ребенка, которые подолгу засиживаются за столом, в то время как другие детки уже успели покушать и готовятся к занятиям или прогулке.

Если ваш ребенок относится к числу этих малышей, которые очень медленно едят, приучайте его кушать быстрее. Предлагайте своего рода соревнования, кто быстрее съест обед, придумывайте поощрения для ребенка, если он быстро справится с трапезой.

Особых требований к распределению времени на приемы пищи нет. Главное, чтобы завтракал ребенок не позднее чем через час после пробуждения (это подойдет для выходного дня) и не ранее, чем через 20-30 минут после пробуждения.

В будние дни завтракать нужно через 20-30 минут после подъема. Обед должен приходиться на 13-14 часов дня, а ужинать нужно примерно в 19-30, не позже.

Отдых и прогулки

Отдых – неотъемлемая часть рабочего дня ребенка. После возвращения из школы ребенку необходим отдых около 1-1,5 часов. При этом отдыхать должны и глаза ребенка, поэтому в это время лучше отвлечься от компьютера. планшета и даже чтения книг. Лучше это время провести на свежем воздухе на улице, а для первоклассников, возможно подойдет дневной сон.

Если в этот день у ребенка нет никаких кружков и секций, то после отдыха, примерно в 15-16 часов он может приступать к домашним заданиям. Если же внеклассная жизнь школьника весьма насыщена, то время на подготовку уроков определяется в индивидуальном порядке. Но все же лучше, если уроки ребенок успевает сделать днем.

Перед ночным сном ребенку тоже необходим спокойный тихий досуг. Спать школьнику начальных классов необходимо 9-10 часов в течение ночи. Поэтому, часов в 20-00 – 20-30 ребенку пора готовиться ко сну.

Чтобы с засыпанием не было проблем, подготовьте комнату заранее, проветрите ее, перестелите постель. Собрать портфель на завтра и убрать игрушки нужно с вечера, чтобы зря не тратить утром время.

Распорядок дня школьника 1-го класса

Первый звонок, первая учительница, первые уроки — организм ребенка испытывает невероятный стресс. При составлении расписания дня для ученика 1-го класса важно учитывать, что несовершенная нервная система под натиском тяжелой учебы может не выдержать.

В начале учебного сезона необходимо отталкиваться от привычек маленького человека, постепенно внедряя в повседневную жизнь новый распорядок, правила, привычки.

Оптимальное время для подъема малыша — 7 часов утра. Утренняя рутина в виде посещения туалета, чистки зубов. уборки кровати займет около 20 минут.

К 7:20 ребенку желательно сидеть за столом в ожидании завтрака, на тщательное пережевывание которого уходит 10-15 минут. Остаток времени до 8:00 уделяется сборам в школу.

С 8:00 до 8:30 первоклассник должен успеть не только преодолеть дорогу в школу, но и подготовиться к началу уроков.

В среднем, будний день учащегося 1-го класса состоит из трех-четырех уроков. Уже в 11-12 часов дня ребенок свободен. Дорога домой пройдена — самое время для обеда.

Важно приучать малыша к приемам пищи в одинаковое время: это поможет нормализовать работу кишечно-желудочного тракта.

Начиная с 13 часов дня и до 15:00-16:00 ребенок имеет полное право на отдых. Досуг желательно посвятить не только играм в компьютер, планшет или просмотр телевизора (просмотр последнего желательно уменьшить до часа в день), но и чтению любимых книг. прогулкам, хобби.

Небольшой полдник в 4 часа дня — идеальная «подготовка» к выполнению домашнего задания. Чадо можно угостить шоколадкой или любимой булочкой с корицей, горстка орехов или ягод, фрукты простимулируют юный мозг к работе.

Подкрепившись, самое время приступить к домашней работе. В первом классе ей уделяется 1-1,5 часа. Домашнее образование никогда не станет лишним, если графа дневника «Домашнее задание» пуста: поучительные книги. задания на логику, развивающие игры — легкая работа для мозга. Некоторое время уделяется сборам портфеля.

К слову, важно дать волю ребенку, если тот выявляет желание собрать рюкзак самостоятельно: родителям остается только проверить наличие тетрадей, пенала и книг.

Вечер первоклассника включает в себя ужин, личное время и подготовку ко сну. Оптимальное время для вечернего приема пищи — 6-7 часов. После чего час или два уделяются свободному времени чада (важно исключить просмотр телевизора, игры в планшет, смартфон, компьютер: это вызывает бессонницу ).

За час до отхода ко сну, в 20:00 ребенок отправляется в душ, чистит зубы, приводит в порядок комнату. В 9 часов вечера можно пожелать всем родным спокойной ночи и лечь спать.

Составлять распорядок дня для ребенка по часам необходимо с учетом особенностей начала учебного дня, посещаемых секций и личности чада.

Например, дети с математическим складом ума следуют расписанию дня с легкостью и удовольствием, в то время как творческие личности не желают поддаваться действиям по схеме: для них осваивание «тайм-менеджмента» — сложная задача.

Облегчить создание распорядка дня позволит следующий пример-опора :

7:00 — ребенок просыпается;

7:05 — 7:20 — утренняя рутина (разминка, личная гигиена);

7:20 — 7:35 — прием пищи;

7:35 — 8:00 — сборы;

8:00 — 8:30 — путь в школу;

8:30 — 13:05 — учеба (продолжительность варьируется в зависимости от числа уроков);

20:00 — 21:00 — подготовка ко сну;

21:00 — отбой.

Распорядок дня школьника, занимающегося во 2-ю смену

Для родителей подбор «схемы дня» даже для современного ребенка, учащегося в первую смену — не большая проблема, ведь на помощь приходят воспоминания из прошлого, опыт молодых лет. Однако, что касается чада со второсменным распорядком учебы? Неужели все шансы на проведение дня с пользой потеряна? О создании максимального целесообразного расписания дня для ученика, посещающего школу во вторую смену далее.

На первый взгляд, 2-ая смена, кажется, весомой причиной поспать лишний часок. Нет, утро должно начинаться по обычаю — в 7 часов. Это поможет провести ранние часы с пользой и без ущерба для вечернего времени. Обычные дела вроде зарядки, личной гигиены и завтрака тоже включаются.

В без двадцати восемь ребенок чаще всего сводит выполнение утренней рутины к концу. Следующие полчаса можно уделить уборке комнаты или другим хобби. 9:00 — отличное время для выполнения второй части домашнего задания (первая выполняется вечером). В такой час желательно выполнять письменные работы по языкам, математике и творческие по рисованию, доучивать стихотворения наизусть.

Так как на домашнее задание уходит 1-1,5 часа, уже в 10:30-11:00 можно приступать к сборам в школу. Конечно же, стоит регулировать порядок действий в соответствии со временем начала занятий.

Для учащегося во вторую смену дитяти необходимо приготовить обед и упаковать его в ланчбокс или же отправлять его на приемы пищи в школьную столовую.

Когда дети освобождаются от занятий в школе (это происходит в 5-6 часов вечера), стоит учесть время для преодоления маршрута «школа-дом». Теперь, в половину седьмого ребенок может приступить к вечернему приему пищи.

Дать время отдохнуть — залог продуктивности. С 19 до 20 часов чадо должно гулять, заниматься физическими упражнениями или хобби. Следующий час можно уделить чтению книг по программе, выполнению небольшой части домашней работы (здесь важно не переусердствовать).

В 21:00 ребенок может искупаться, почистить зубы, выполнить оставшиеся дела и до 22:00 отправляться спать.

Секции и выходные

Для ребенка, в чью жизнь плотно вошли занятия спортом, музыкой или танцами, расписание дня составляется похожим на «порядок действий» первоклассника. Главное отличие состоит в том, что время для отдыха ученик посвящает любимому занятию.

Выходной день — радость не только для взрослых, но и для детей. Еще бы, выдается возможность хорошенько отдохнуть и провести время с родными.

Во избежание переутомлений и стрессов, суббота и воскресенье должны быть действительно выходными днями, без излишнего напряжения и давления решеток расписания дня. Конец недели должен включать в себя:

  • полноценный сон;
  • физическую активность;
  • умственный труд;
  • сбалансированное во времени питание;
  • положительные эмоции.

Для того, чтобы последующая рабочая неделя выдалась легче и проще, ребенок может выполнить наперед уже известное домашнее задание.