Перейти к содержимому

Консультирование родителей на тему «Успеваемость школьников»

Консультирование родителей на тему «Успеваемость школьников»Краткое описание: В консультировании отражена практическая работа с родителями на тему "Успеваемость школьников". Во время консультирования родители являются активными участниками процесса, выполняя интересные и доступные задания с применением элементов коучинга.

Автор: Еремеева Инна Владимировна, учитель-дефектолог ГБС(К)ОУ школа-интернат г. Отрадный.

Вид консультирования: тематическое.

Участники мероприятия: родители учащихся младших классов.

Цели консультирования: Выявление причин плохой успеваемости и создание условий для их устранения.

Задачи консультирования:

1. Активизировать работу родителей.

2. Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении.

3. Помочь родителям определить пути устранения низкой успеваемости.

Оборудование: Бланки для проведения приемов коучинга, ручки, чистые бланки для телеграмм.

Этапы проведения консультации:

1. Организация консультации.

Приветствие родителей.

2. Определение повестки.

Прием коучинга «Колесо»

- Уважаемые родители, как вы думаете, зачем Ваш ребенок посещает школу?

Обозначьте в секторах круга цели посещения Вашим ребенком учебного заведения:

- А теперь обозначьте значимость каждой цели по десятибалльной шкале от 1 до 10 (1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме окружности.

- Соедините линиями отметки, отображающие вашу оценку ситуации в каждой из области круга. Теперь у Вас есть наглядная картина целей посещения Вашим ребенком школы.

- Проанализируте полученный результат. Что за фигура у Вас получилась? Чем больше полученная фигура похожа на круг, тем более сбалансированы цели. Теперь вы можете составить план мероприятий по достижению каждой цели. Но я Вам сейчас предлагаю определить наиболее значимую цель посещения ребенком школы.

- Распределите цели посещения школы ребенком по степени важности по десятибалльной шкале от 1 до 10. По вашему мнению, какая наиболее важная цель посещения Вашим ребенком учебного заведения? /получение знаний, обучение…/.

- Как по вашему связаны понятия «получение знаний» и «успеваемость»?

- Вот сегодня мы и поговорим, об актуальном для Вас вопросе, об успеваемости.

3. Основная часть консультации.

- Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.

- Определите, какие, на ваш взгляд есть причины, мешающие Вашему ребенку заниматься лучше.

- Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.

На доску записываются причины, предложенные родителями, затем эти причины обсуждаются.

Примерный перечень:

1) неправильно организованный режим дня;

2) дети не вникают в суть выполняемого задания;

3) сталкиваясь с трудностями сразу же «опускают руки»;

4) лень;

5) нет интереса к некоторым предметам;

6) разный уровень длительности понимания и усвоения учебного материала;

7) не умеют сосредотачиваться;

- А можно ли преодолеть эти причины неупеваемости и повысить успеваемость в целом?

Прием коучинга «Масштаб цели»

Табличка заполняется родителями, затем ведется общее обсуждение цели и способов ее достижения.

- Предупреждение неуспеваемости (повышение успеваемости) предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

- Хотели бы Вы, чтобы успеваемость Вашего ребенка улучшилась? Возможно ли это?

Обсуждение с родителями заполненной таблички.

4. Осмысление итогов консультирования.

- Уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, внимательно какие вы должны предпринимать действия для устранения проблем низкой успеваемости детей. Родители должный быть сами деятельны, активны, помогать детям, рационально вместе с ребёнком спланировать режим дня, научить ребёнка преодолевать возникшие трудности, оказывая ему при этом помощь, оказывать помощь детям в ходе подготовки домашнего задания и т. д.

Методика «Телеграмма»

Родители на чистых бланках пишут телеграммы из 10 слов кому-либо, отражая в них свои впечатления и ощущения от проведённого родительского собрания.

Затем родители встают в круг и по очереди зачитывают свои телеграммы.

Примерные телеграммы:

• «Доченька! Теперь я тебя за всё буду хвалить, но прислушиваться к мнению старших и выполнять режим дня всё-таки надо! Мама.»

• «Интересно. Поучительно. Старались решить проблему. Поиграли. Будем стараться и дойдём до цели.»

• «Выяснили, что точка зрения на проблемы класса в отношении учёбы и поведения у родителей, детей и учителя одинаковы, пути их решения у многих совпадают»

- Необходимо работать над трудолюбием ребёнка: научить и привить любовь к учебе и труду.

- Хочется поблагодарить присутствующих на собрании родителей за их активное участие в жизни своих детей, класса и школы. Всем спасибо за внимание. До новых встреч.