Перейти к содержимому

Записки репетитора. Как лучше готовиться к ЕГЭ: школа, курсы, репетитор или самообразование

Записки репетитора. Как лучше готовиться к ЕГЭ: школа, курсы, репетитор или самообразованиеОчередная из книги профессионального репетитора, к. ф.-м. н. Л. И.Ястребова. Первые три были опубликованы в нашем журнале ранее.

Мы надеемся, что вопросы, поднятые в этой статье, будут интересны не только родителям и их детям, но и самим учителям, в частности, если их ученики будут спрашивать у них совета.

Зачем это читать? Именно сейчас идет самый пик «охоты на репетиторов» или записи на курсы. Родители и ученики буквально мечутся между различными стратегиями – как лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ.

На самом деле, наиболее предусмотрительные из них уже давно определились – первые заявки на репетиторов пошли еще летом и ранней осенью. Но и сейчас активность довольно велика. Она подогревается «паническими соображениями»: ох, а не опоздали ли мы? И в таком состоянии родители и ученики вполне способны принять неверное, поспешное решение.

Эта заметка написана им в помощь.

Примеры даны на близком мне материале – обучении физике, но, надеюсь, статья будет полезна и преподавателям (и родителям), интересующимся другими предметами.

Итак, что выбрать – курсы или репетитора? А если репетитора, то какого? Для ответа на этот вопрос, прежде всего, определитесь сами - какие цели и задачи Вы ставите перед репетитором, то есть чего Вы хотите сами.

Только не отвечайте так: я хочу, чтобы ребенок сдал ЕГЭ. Ни один человек в трезвом уме и здравой памяти ЭТОГО хотеть не может. Сумасшедших очень мало.

Вероятно, Вы пытаетесь сказать, что хотите, чтобы ребенок поступил в институт, а вот для этого надо сдать ЕГЭ. То есть ЦЕЛЬ - поступление, а сдача ЕГЭ - всего лишь средство, задача.

(Не удивляйтесь - многие, очень многие путают цели и задачи; умение их определять и разделять есть непременное условие успеха в жизни.)

Как наилучшим образом определиться со стратегией подготовки к ЕГЭ, учитывая, что это может быть связано с определенными финансовыми затратами, нагрузкой на семейный бюджет?

Конечно, самый щадящий (с финансовой точки зрения) вариант заниматься ученику самому по книгам, пособиям, решебникам (задачникам с решениями задач). Это тяжело, но вполне возможно. Нужно только составить план занятий и следовать ему. В этом плане нужно предусмотреть «два прохода» по материалу. Второй (для контроля запоминания и владения материалом) потребует намного меньше времени, чем первый. Можно использовать мою Программу, описанную в этом журнале ранее.

Есть сообщения, что дети занимались самостоятельно и набирали свыше 80 баллов, например, по физике.

Изучение форумов учеников (бывших учеников) показывает, что этот путь – вполне реализуем. И, в общем-то, почетен. Я, как профессиональный репетитор, одобряю этот путь.

Такой подход развивает интеллект, самостоятельность и т. д. Есть и очевидная опасность: в ЕГЭ много подводных камней, я бы сказал, специфических «ловушек». Без наставника (проводника по тайге ЕГЭ, чувствуете созвучие?) ходить опасно.

Очень нелегко посчитать объем занятий в школе, необходимый для сдачи ЕГЭ. Дело в том, что объем курса физики в 10 и 11 классах известен: формально - по 175 часов в каждом классе (на профильном уровне), итого 350 академических часов. (Некоторые школы прибавляют еще один час за счет возможностей школы). Но еще надо учесть, что некоторые материалы, которые были пройдены в 7 9 классах, не дублируются в старшей школе. Следовательно, 350 часов – это нижняя оценка школьного объема физики на профильном уровне (без каникул, болезней и времени на повторение).

Объем на базовом уровне меньше примерно в 2,5 раза, но рассчитывать на успешную сдачу ЕГЭ, ограничиваясь ТОЛЬКО базовым уровнем (без дополнительного самообразования), было бы наивно.

Без опоры на школьные занятия, важные в первую очередь тем, что они дают знания, уложенные в систему, прожить очень трудно.

У меня были ученики, по ряду причин, работавшие на домашнем обучении. Умнички, хорошие головы, но… иногда у них обнаруживались совершенно неожиданные пробелы в, казалось бы, совершенно общепринятых знаниях. Так что без школы плохо…

Но школьный учитель просто физически не может уделять время особенностям задач ЕГЭ. Кроме того, он может не уметь решать сложные задачи ЕГЭ. У него просто другая специальность. Например, тренер олимпийского чемпиона не обязан сам пробегать стометровку быстрее, чем за 10 секунд. И вообще, задача школы – дать некоторое усредненное образование, это не спорт высших достижений!

Поэтому не надо взваливать на плечи школы несвойственную ей задачу и требовать, чтобы средний выпускник школы мог написать ЕГЭ на 95 баллов. А вот – 50 – 60 баллов (то есть задачи типа А и В) – это школе вполне по силам. Но при условии, что ученик сам хочет учиться!

Мультимедийные и дистанционные ресурсы и курсы

В последнее время получили большое распространение мультимедийные курсы по физике на компакт-дисках. Может показаться, что это замечательная идея, поскольку в одном комплекте объединены и видео и звук и рассуждения (Здравствуйте, модальности восприятия! – см. ранее опубликованную статью)

К сожалению, те курсы, которые попадали мне в руки, можно было охарактеризовать только как «обнять и плакать». Фактически, они представляли собой видеозапись формальных лекций по физике. Диктор (даже не лектор) с минимальным выражением читал текст (именно читал) и показывал соответствующие формулы. Времени зрителю на их осмысление он не давал, физический смысл называл, но не анализировал. Выводов по занятию не делал. С моей (пристрастной) точки зрения, большинство таких курсов способно развить комплекс неполноценности у ученика, т. к. он просто не успевает уловить ход мысли «учителя», не говоря уж о том, чтобы его осознать и присвоить (превратить в осознанное знание).

Есть и полезные диски, т. н. библиотеки наглядных пособий, где приводятся видеозаписи важных экспериментов. Качество этих дисков сильно зависит от фирмы, их выпускающей. Я встречал диски с буквально любительским качеством видеозаписи (от очень солидных фирм, увы), что, конечно, дискредитирует саму идею. Но существуют и полезные и хорошо сделанные диски.

Я так же рекомендовал бы поискать видеофрагменты на YouTube, в первую очередь, записи реальных лабораторных экспериментов, причем в приемлемом качестве. Рекомендую ролики экспериментов преподавателя НИЯУ МИФИ Гервидса Валериана Ивановича. На мой взгляд, автор – образец педагога (возможно, чересчур скупого на эмоции): ни одного лишнего слова, все слова «притерты» друг к другу. Пояснения конкретны и понятны. Рекомендую. Хотя б в качестве образца для подражания.

Существуют программы, позволяющие скачивать ролики с YouTube и сохранять их в виде локальных ресурсов в нужном формате, например, wmv или mp4. (Достаточно, например, в адресной строке браузера перед youtubeнабрать две буквы ss, и Вы окажетесь на сайте, позволяющем осуществить скачивание. Это реальное подспорье, как учителю в школе, так и самому ученику.). Но на YouTubeмогут быть и откровенные ошибки, например в Галилео.

Рекомендую скачивать в формате mp4. Возможно, на Вашем компьютере не будут установлены необходимые кодеки. Тогда скачайте пакет K-Lite и установите его. В пакет входит универсальный проигрыватель, очень рекомендую!

Существуют три бесплатных сайта с цифровыми ресурсами:

  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window. edu. ru/
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior. edu. ru/
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection. edu. ru/

Образовательная полезность этих ресурсов не всегда значительна и, возможно, время, которое затратит ученик или учитель на поиск нужного ресурса на этих сайтах, окажется намного больше, чем, если он попытается разобраться с данным явлением по книгам, но нам сейчас важно, что такие ресурсы существуют. (Правда, ресурсы ФЦИОР были сделаны под 32-битные системы и они не всегда работают на 64-битных машинах).

Учителю на заметку. Ресурсы «Единого окна» работают в режиме on-line. Это означает, что занятия с их использованием нужно проводить в классе, оборудованном компьютером с выходом в Интернет и проектором.

Ресурсы ФЦИОР предполагают установку специального проигрывателя и загрузку ресурсов на компьютер пользователя. Таким образом, учитель может собрать заранее все нужные для урока ресурсы и не тратить время на уроке для выхода в Сеть.

Ну и, наконец, дистанционные курсы. Их стоимость обычно намного ниже стоимости занятий с индивидуальным репетитором.

Дистанционные курсы подразделяются на два вида:

  • Материалы, выложенные в сеть для чтения.
  • Вебинары (семинары в Web) в которые я включаю и обучение по скайпу.

Интернет-материалы часто представляют собой те же учебники, но доведенные до лаконичности справочников. Рассуждений там, как правило, немного. Сухие книжки (специфика чтения с экрана). В этом их несомненная полезность и в этом же понятная ограниченность. Бывают очень хорошие интернет-материалы, крайне полезные, как дополнения к обычным учебникам.

Вебинары зачастую, обычные курсы в аудитории, с которых идет веб-трансляция. В ходе вебинара можно задать вопрос преподавателю.

Для вебинаров крайне критично то, как организована «обратная связь», то есть взаимодействие ученика с учителем. По большей части дистанционное обучение сводится либо к обычным лекциям по физике (фактически, озвученные учебники), либо к показу решений задач. И тот и другой подход могут быть полезны сильным ученикам. Для слабых учеников они превращаются в разновидность натаскивания, поскольку дистанционный преподаватель не может контролировать ход решения задачи учеником и потому не может стимулировать его мыслительные процессы.

Стоимость часа на таких курсах раза в 3 (а то и больше) меньше стоимости часа у репетитора.

Уже понятно, что я от них не в восторге.

Но очень грамотно сделаны разборы задач на сайте http://4ege. ru Их там довольно много. Ведут занятия профессиональные физики, понимающие специфику дистанционного общения (заметьте, я разделяю понятия: общение и обучение). Эти записи не составляют единого курса, но для поиска собственных слабых мест и для повышения своих умений решать задачи – очень полезно. Рекомендую.

Эти разборы задач полезны также учителям, если они найдут время их смотреть.

Весьма интересны уроки на сайте http://Interneturok. ru. Настоятельно рекомендую.

Но, конечно, если ученик находится вне пусть даже районных «центров цивилизации» и ему не у кого спросить личного совета, тут дистанционный способ (плюс самообразование!) просто не имеет альтернативы.

Ну и, наконец, для детей с ограниченными физическими возможностями тоже практически нет другого пути.

Но в общем случае я (в принципе, горячий сторонник различных информационных технологий) в обучении физике остаюсь приверженцем «мелового обучения» отдайте мне обычную школьную доску и мел (пускай это будет современная белая доска и фломастер или документ-камеры у меня и у ученика; весьма не дешевое удовольствие). Не возражаю против интерактивной доски, мультимедийных презентаций и видеороликов, но дайте мне (и ученику) возможность рисовать и писать на слайдах! Иначе я (вот уж, ретроград!) не могу заинтересовать ученика таинством зарождения формул и физических законов!

Ведь в дистанционном обучении (без документ-камеры) преподаватель не видит, что именно пишет или рисует ученик, он не может вовремя прийти на помощь

Заметьте, это мой личный «крик души», а Вам никто не мешает попробовать современные дистанционные технологии! Тем более что с финансовой точки зрения они, как правило, являются весьма экономичными (я не говорю о документ-камерах).

Обычно стоимость занятий на очных курсах сравнительно невелика. И это несомненный плюс.

Когда Вы будете выбирать курсы, то надо внимательно посмотреть на их программу и на объем. Так, широко распространены курсы с объемом 96 академических часов и меньше. Надо, обязательно проверять в этот объем включаются только «аудиторные» часы или также включены часы на самостоятельную работу. В последнем случае реальный объем курсов намного меньше объявленного. Понятно, что здесь Вашему ребенку будут давать всего лишь «выжимку» из школьного курса. Кроме того, у платных курсов те же проблемы, что и у школы: есть учебный план, которому преподаватель должен неукоснительно следовать. Преподаватель не может ориентироваться на «отстающих», он может варьировать темп изучения материала только в каких-то, не очень больших пределах.

Часто очные курсы превращаются в разновидность лекций и показ решений задач. Преподаватель рассказывает: вот так проведем оси, вот так нарисуем силы. А ученик лупит головой о стол: да почему надо именно так? Как Вы до этого додумались? И как мне делать в другой задаче? Часто ученик не видит «трансферабельности» (переноса приемов, алгоритмов с одной задачи на другую). Это грустно.

Ко мне приходили ученики на очные занятия, которые бросали эти курсы из-за их бесполезности. Заметьте – я говорю не о бесполезности курсов вообще, а об их возможной бесполезности для слабых учеников.

Широко распространены частные преподаватели, назовем их индивидуальными репетиторами.

Пусть Ваш ребенок начал заниматься с сентября. Как мы видели раньше, у него есть 270 дней на подготовку, приблизительно 38 недель. Если он занимается 2 раза в неделю, по 2 астрономических часа, то это дает 5,3 академических часа в неделю, около 200 академических часов на весь учебный курс.

В отличие от школы или курсов все это время будет потрачено исключительно на Вашего ребенка. То есть эффективность использования времени возрастет в 2 – 3 раза. больше. Это позволит репетитору строить курс очень гибко, тщательно отрабатывая «темные места».

Но родителям придется потратить намного больше денег, чем при других способах обучения. Тоже грустно.

Ну, так можно ли сдать ЕГЭ без репетитора? Конечно, можно. (Это говорю я, профессиональный репетитор J)

Надо понимать, что лучший репетитор – это сам ученик с его желанием учиться, и его родители, помогающие в этом. Примерно то же самое, что учиться плавать или ездить на велосипеде.

Другое дело, что в сутках по-прежнему не больше 24 часов. И если Ваш ребенок не долбил скалу знаний сызмальства, то теперь ему придется наверстывать упущенное время.

При этом ученик должен уметь ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ. И нужно, чтобы был кто-то, кто мог бы ему отвечать на них. Более того, хороший репетитор сам инициирует вопросы, раскручивает интригу знания.

Посмотрите на проблему немного шире. Актеру нужен режиссер. Спортсмену нужен тренер. Автору нужен редактор. Ученику – учитель.

Хороший репетитор (не натаскиватель) – режиссер, тренер, редактор, учитель.

Отличный репетитор – этот тот, кто может мгновенно среагировать на непонимание ученика и на примерах из жизни (на аналогиях) пояснить сложные перипетии физики.

Перефразируя С. Гансовского, скажу, что хороший преподаватель отличается от обычного тем, что у «обычного» пять штампов объяснения, а у «хорошего» таких штампов может быть сотня, да и порождает новые штампы он легко и весело.

Репетитор-натаскиватель. Дрессировка

Если Ваш ребенок плохо понимал физику в 7 – 10 классах, а Вы не тревожились по этому поводу, то теперь ждать чуда от репетитора, по меньшей мере, наивно. Особенно, если не хватает средств на двухразовые (в неделю) занятия.

Но при этом Вы упрямо хотите, чтобы ребенок учился в техническом вузе. Вообще-то, такие родители – несомненно, варвары. Вот, представим себе, что бедный ученик правдами и неправдами сдал ЕГЭ и поступил в технический вуз. Как он там будет учиться, не имея достаточной подготовки, не имея навыков системного мышления? Такому студенту будет чрезвычайно трудно. Есть надежда, что с грехом пополам одолеет первые три курса, а потом будет легче. Но эти три года еще надо прожить!

Если родители согласны на такую судьбинушку своего чада, то им годится метод, который называется «натаскивание» или попросту говоря, дрессировка.

Обычно те репетиторы, которые обещают подготовить ученика за 2 – 3 месяца к ЕГЭ, занимаются именно дрессировкой, выработкой условных рефлексов на типичные задачи.

Как ни странно, этот подход может дать очень приличные результаты в смысле неплохих баллов ЕГЭ, но это – не обучение физике!

Правда, у меня у самого встречались чудеса, когда ученик приходил за 3 месяца до экзамена, а потом у него «открывался третий глаз», понимание физического смысла задач, и дела внезапно шли на лад. Появлялся живой, не формальный интерес к физике. Обычно такие ребята поступали в МИФИ (хорошая физика в вузе, сравнительно небольшой проходной балл, блестящий контингент студентов, что очень и очень важно!) Горжусь такими ребятами!

Итак, мы рассмотрели различные варианты подготовки к ЕГЭ, в том числе и с финансовыми аспектами.

Понятно, что подготовка с репетитором это как шитье одежды по индивидуальному заказу: по фигуре, но, увы, дорого!

Не удивительно, что есть семьи, которые не могут себе это позволить.

Что же делать в таком случае?

Мой ответ: школа + самообразование + курсы.

Если в Вашем районе нет очных курсов, то можно записаться на вебинары.

Школа дает в любом случае систематическое образование, курсы «затачивают» знания ученика под решение конкретных задач ЕГЭ (кроме того, всегда можно задать вопрос по ЕГЭ). Ну, а самообразование это замечательный опыт самостоятельной работы, прекрасный тренинг мозгов, создание из себя аналитически мыслящего человека, которому не будет цены, как в вузе, так и во взрослой жизни при самостоятельной работе.

Нужно ли приглашать репетитора из того вуза, в который хочет поступить ребенок?

Зачем это читать? Чтобы уберечься от погони за ненужным призраком.

Спросим себя. чего Вы добьётесь таким приглашением? Преподаватель из конкретного вуза лучше знает физику, чем школьный учитель или преподаватель другого вуза? Скорее всего, на уровне школьной физики они ее знают примерно одинаково.

Не исключено, что вузовский преподаватель имеет несколько более широкий кругозор, чем некий школьный учитель. просто в силу другого круга общения и занятий научной работой, но это тоже не факт.

Ну а влияние специфики конкретного вуза на задания КИМ ЕГЭ просто-напросто исключено.

Другое дело, что в интересующий Вас вуз можно поступить по результатам олимпиады, или нужно проходить дополнительное собеседование по физике. Тогда преподаватель, знающий специфику этих олимпиад или собеседований, может оказаться очень полезным.

Но, на мой взгляд, гораздо важнее, чтобы приглашаемый преподаватель умелучить физике!

Конечно, у Вас есть возможность отдать ребенка на курсы по подготовке к ЕГЭ при выбранном вузе. Никаких преимуществ по непосредственно подготовке к ЕГЭ это Вам не даст. Другое дело, что Вы познакомитесь с характером преподавания в данном вузе, но и это не факт: там могут работать хорошие преподаватели, приглашенные со стороны.

Появляется много лицеев и гимназий при вузах. Реклама: у нас ведут занятия преподаватели такого-то вуза! Это гарантирует высокий уровень преподавания!

У меня были ученики из таких лицеев, в том числе весьма престижных учебных заведений. Занятия там велись по институтской системе: сначала читают лекции, а затем проводят семинары.

Могу процитировать ослика Иа-иа: «дущераздирающее зрелище». Дело в том, что мозги современных школьников не заточены под такой стиль обучения. Мышление-то у них «клиповое». К абстрактному мышлению детей надо приучать бережно, шаг за шагом. А вот если лектор «начитал» множество отвлеченных теоретических положений, то их запомнить и, следовательно, понять дети никак не могут.

Ученикам надо (по моему глубокому убеждению) вслед за высказанной теоретической «догмой» давать тут же маленькую задачу «на закрепление», чтобы ученик увидел взаимосвязь между различными физическими величинами, увидел, как они «работают».

А вот именно эта педагогическая мудрость (без кавычек, но старая, как мир) игнорируется такими «квазиинститутскими» схемами. В результате «лицейские ученики» оказываются хорошо натасканными на решения задач, а культуры физического мышления у них бывает недостаточно.

Но есть школы (гимназии и лицеи), в которых правдами и неправдами учителю физики удается за счет школьного компонента получить еще один урок в неделю, а также вести факультативный курс физики. Я лично знаю одну такую блестящую школу с блестящейучительницей физики. Ее дети имеют 10 (десять!) часов в неделю, проводимых заинтересованным харизматичным педагогом. Какие еще частные репетиторы нужны ученикам этой школы, особенно если они глубоко мотивированны на работу?

Результаты: призовые места на Олимпиадах, очень высокие баллы на ЕГЭ (в том числе есть сто-балльники!)

Как выбрать пособия для самостоятельной подготовки

А какие они бывают? Они бывают, условно говоря, трех видов:

  1. Сборники решенных задач
  2. Тематические задания
  3. Тестовые варианты.

Сборники решенных задач – описания решений задач, выбранных автором по своему вкусу и опыту – для наилучшего раскрытия теоретических тем. Обычно называются примерно так: «Репетитор по физике для поступающих в вузы», т. е. прямой привязки к ЕГЭ нет. Это – книги для тех, кто хочет углубленно изучать физику. Обычно устроены так: дается текст задачи и тут же подробно разбирается ее решение. К ним же относятся сборники задач, в которых решения и/или ответы к задачам даются отдельно. Сюда же я бы отнес обычные сборники школьных задач, для которых есть решения в виде отдельных книг, так называемые ГДЗ (готовые домашние задания).

Тематические задания задачи по темам курса физики, сформулированные в виде задач типов А, B, C. Количество задач не регламентировано. Даются ответы, но решений обычно нет или даны выборочно.

Типовые варианты Наборы задач, оформленных в соответствии со Спецификацией ЕГЭ. Аналоги демонстрационного варианта ЕГЭ.

Очень хороши для тренировок к ЕГЭ, особенно если решать «на время».

Внимание! Надо использовать сборники разных авторских коллективов, чтобы избежать авторских пристрастий! Кроме того, бывают сборники, скажем, содержащие 10 типовых вариантов. Но на самом деле там всего 2 или 3 варианта. Как так? А очень просто. На одном и том же месте (скажем, пункт А5) находится буквально одна и та же задача, только переформулированная.

Пример. Отрабатываю с учениками решение типовых задач по пособиям, рекомендованным ведущими издательствами страны. Ребята лучатся самоуверенностью. «Спокойно, мальчики, их есть у меня!» И выдаю ДРУГИЕ сборники. Вроде бы все такое же, те же темы, но вот, поди ж ты труднее! И блекнут сияющие лица, увы… Ничего, это им на пользу.

Конечно, эти материалы (Тематические задания и Типовые варианты) хорошо пригодны и для натаскивания (зубрежки).

Рекомендую также поискать в Интернете интерактивные тесты, в первую очередь открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий. (особенно, когда его откроют в привязке к Кодификаторам)

Надо понимать, что никакая книжка даже с «гарантирующим» названием типа «Самая подробная подборка задач ЕГЭ» или «Наилучший банк заданий по ЕГЭ» не может Вам обеспечить соответствие тому ЕГЭ, который еще только состоится. На мой взгляд, полезны задачи из следующих открытых источников.