Перейти к содержимому

Здоровье школьников. Как его не потерять за годы учёбы?

Здоровье школьников. Как его не потерять за годы учёбы?К старшим классам здоровых школьников у нас остаётся 3%. У большинства современных детей и подростков диагностируют по 2–3 хронических заболевания. Однако только 45% родителей школьников озабочены тем, что школа подрывает здоровье их детей.

Нагрузки

Дети теряют здоровье из-за того, что мало двигаются, хотя движение им необходимо как воздух, это их физиологическая потребность. Именно поэтому уже в младшей школе у ребятишек сильно ухудшается зрение и портится осанка. А в средней и старшей школе от учебной перегрузки возникает третья "школьная" болезнь — гастрит.

Программы, по которым сейчас учатся дети, в 40% случаев ориентированы на продвинутый уровень образования, в то время как одарённых ребят примерно 6%, способных — 15%. То есть дети изначально не могут эти программы усвоить. В школах появляются всё новые предметы. Кто же будет спорить, что иностранный язык, например, лучше учить с первого класса, чем с пятого. Понятно, что нужен такой предмет, как обществознание (мы ведь хотим получить поколение ответственных граждан); и знакомство с мировой культурой — это прекрасно; и ОБЖ — нелишне. Но ведь и курс математики остался в школе в том же объёме, что и раньше, и курс химии, физики, русского языка, географии. тоже. Как все уроки затолкать в и так уже длинный учебный день?

В результате рабочий день старше­классника длится 12,5–14,5 часа. Чтобы выполнить всё, что задали на дом, школьник не должен гулять, заниматься спортом, у него не остаётся времени ни на чтение, ни на увлечения, ему приходится сокращать время сна.

Но ведь это век назад знания обновлялись каждые 30 лет. Сегодня только за год обновляется 15% информации. Ребёнку придётся учиться всю жизнь — и на эту учёбу у него должно хватить здоровья.

Санитарные нормы

Есть ли какие-то определённые наукой нормы, сколько часов занятий может выдержать, например, ребёнок 11–12 лет?

Есть. Оказывается, по санитарным нормам в 5‑м классе при 5‑дневной рабочей неделе в эту самую неделю должно быть 28 уроков. В 6‑м классе при пятидневке — 29 уроков. И никакие гимназии и лицеи не могут закладывать в расписание уроков больше.

Норма на приготовление уроков дома для учеников 5—6‑х классов — 2,5–3 часа.

Спать наши пяти-, шестиклассники не могут меньше 9,5–10 часов без вреда для здоровья. Гулять они каждый день должны 3 часа. И за время прогулки пробежать, пройти, проскакать около 7 км. Иначе дети просто не выдержат тех статических и психоэмоциональных нагрузок, которые им приходится переносить во время уроков. Проще говоря, не смогут спокойно сидеть, слушать, вникать, запоминать. А ещё от нехватки сна и прогулок дети начинают чаще простужаться.

Болезнь номер два

Гастрит среди заболеваний школьников занимает печальное 2‑е место, встречаясь реже только болезней органов зрения. Первичное заражение хеликобактером — бактерией, вызывающей эту болезнь, обычно происходит в семье, когда ребёнку 4–8 лет, и от родителей: через поцелуи, общую посуду, немытые руки. Несколько лет после заражения никаких признаков болезни не наблюдается. Но от больших учебных нагрузок и пренебрежения к правильному питанию появляются боли, расстройства. Чаще всего это время совпадает с учёбой в средних или старших классах.

Недавно учёные установили ещё одну причину именно "школьного" гастрита — поражение поджелудочной железы, которая регулирует множество процессов в организме, в частности, отвечает за кровоснабжение слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. Стоит "раздразнить" железу непосильными психоэмоциональными нагрузками, физическим переутомлением или нерегулярным и неполезным питанием, как она ухудшает кровообращение слизистой оболочки желудка. Начинается эрозивный гастрит.