Перейти к содержимому

Здоровье школьников — почему оно портится?

Здоровье школьников - почему оно портится?До первого сентября осталось меньше месяца, и скоро наши школьники стройными рядами потопают в школу, грызть гранит науки. За лето они поднакопили сил и здоровья, как не растерять его в дни школьных будней, что нужно делать, чтобы походы в школу не подрывали и без того хрупкое здоровье? Какие болезни подстерегают наших школяров в период обучения? Предлагаю вам поговорить о школьниках и их здоровье подробнее.

Немного общих данных.

Во время школьных занятий, к большому сожалению, здоровье детей портится, причин тому немало – большие нагрузки, статичное положение, недостаточность движений, неудовлетворительное питание и многое другое, да вы и сами можете назвать много причин ухудшения здоровья. Статистика по состоянию здоровья школьников нашей страны неутешительна – только около 3% выпускников абсолютно здоровы, то есть из ста выпускающихся подростков только трое не имеют никаких патологий, и это данные центра здоровья РАМН, они провели массовые и глобальные исследования состояния здоровья школьников и столицы, и регионов.

При этом состояние здоровья школьников страдает именно за годы учебы, это десятилетие сильно портит здоровье подрастающего поколения. Но ведь не ходить в школу дети тоже не могут, а значит родителям нужно озаботиться вопросом здоровья детей и предпринять упреждающие меры еще начиная с первого класса.

Несомненными лидерами среди школьных болезней являются:

- проблемы со зрением, которым немало способствуют и неудовлетворительные условия обучения, приготовления уроков и компьютеры,

- далее идут заболевания системы пищеварения из-за того, что проблема школьного питания стоит крайне остро, не все дети едят в школьных столовых, многие предпочитают сухомятку и фаст-фуды,

- третья проблема - это заболевания опорно-двигательного аппарата с искривлением позвоночника, плоскостопием и другими проблемами из-за неудобной и порой совсем неподходящей школьной мебели, малыми физическими нагрузками и просиживанием в интернете.

- четвертая современная проблема – неврозы и состояние хронического стресса от перегрузок физических и эмоциональных.

В вопросах профилактики этих школьных проблем немалую роль играют именно родители, но если за детьми младшего возраста мы следим более тщательно, то школьников считаем уже достаточно взрослыми и многое упускаем из виду. Либо дети скрывают от нас свои проблемы и болезни, боясь больниц, уколов и процедур.

Начнем с нормативов.

Для школьников существуют достаточно четко разработанные нормативы труда и отдыха, образовательных занятий, времени для приготовления уроков в зависимости от сменности занятий в школе, но многие из этих норм абсолютно игнорируются как самими школами, так и родителями детей. Мы стремимся впихнуть в податливый ум ребенка максимум информации попутно добавляя к школьным нормативам дополнительные кружки, секции, занятия и т. д. Но редко задумываемся – а не слишком ли это для ребенка? Хорошо ли быть гениальным, говорить на трех языках, обладать высоким интеллектом, но при этом быть совершенно больным – с плохим зрением, больной спиной и язвой?

В нашей стране есть специальный научный институт, прицельно занимающийся исследованиями в области дошкольной и школьной медицины - НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН. Это учреждение разрабатывает нормы обучения на основе многолетних знаний о состоянии здоровья детей и его ухудшении под действием школьной программы. Для поддержания в удовлетворительном состоянии здоровья детей разработаны новые нормы, отраженные в постановлении главного государственного санитарного врача российской федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "об утверждении санпин 2.4.2.2821-10 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". В этом документе отражены все нормы и необходимые требования к школьному образованию, чтобы оно не наносило урона здоровью детей. Давайте кратко обсудим эти нормы.

Все данные учебных норм условно можно разделить на непосредственно учебные нормы (сколько уроков, по сколько минут) и нормы условий по обучению детей (освещенность, мебель, условия и т. д.). Под непосредственными учебными нормами подразумевается оптимальная нагрузка на ученика исходя из его возраста – сколько уроков у него должно быть в день и в неделю, сколько времени должно затрачиваться на приготовление домашних заданий, сколько он должен отдыхать и заниматься физическими нагрузками и спортом. К сожалению, при современной нагрузке, у детей часто не остается времени на полноценный отдых и спортивные занятия, домашние задания могут занимать все их время.

Условия обучения – это непосредственно окружение ребенка во время учебных занятий – класс, микроклимат и мебель. Конечно, в современной школе должны быть теплые и просторные уютные классы, но к сожалению, эти нормы и требования соблюдаются далеко не везде и не всегда. Но даже в идеальной и суперсовременной школе учебные нагрузки не должны превышать нормативные, иначе даже в такой идеальной обстановке дети будут болеть.

Разумная нагрузка - какая она?

Со стороны медиков есть достаточно четко обрисованные критерии школьных занятий, которые не нанесут ущерба здоровью ребенка. Они рассчитаны научными институтами и закреплены в нормативных документах, но вы, наверно, будете сильно удивлены, если узнаете реальные цифры и сравните их с теми, что у вас в школе. Надеюсь, что они не сильно будут отличаться, хотя многие школы сейчас сильно превышают нормативы.

Итак, для детей:

- до пятого класса включительно недопустима шестидневка, уроков в день должно быть не более пяти-шести. Если же в школе шестидневная рабочая неделя – за неделю не должно допускаться более 31 урока – или в среднем это пять уроков в день. Сравните с нагрузкой у вашего ребенка.

- для шестого класса и старше при пятидневной неделе должно быть не более шести уроков в день, то есть при пятидневке не должно быть более 29 уроков. Если же занятия идут по шестидневке – тогда все дни, кроме одного, у них должно быть по пять уроков, и один-два дня – шесть уроков, но не в субботу. То есть в учебной неделе должно быть не более 32 уроков в неделю.

Также регламентируются и нагрузки на самих уроках. Самые сложные уроки ставятся на второй и третий – это иностранные языки, физика, математика или химия, причем эти уроки ставят на вторник и среду, четверг и пятница должны быть облегчены в плане наук. Соблюдается ли это в вашей школе (я вспоминаю свою – у нас было по семь уроков и далеко не пять дней)?

Нормы для родителей!

Кстати, регламент по проведению домашних заданий также разработан и следить за его исполнением уже нужно родителям. На подготовку домашних заданий до пятого класса отводят не более двух-трех часов в день, при этом каждый час приготовления нужно отдыхать по 10-15 минут, не меньше. И задавать ему уроков больше, чем он успеет сделать за эти три часа вообще нельзя! В реальности дети могут сидеть за уроками весь вечер, а если еще и не получается – родители могут еще и поругаться. В таких условиях недолго и до невроза досидеть!

Кстати, для шестого класса и старше нормы такие же, только время отдыха можно сократить. Кстати, регламентировано и время приготовления уроков в санитарно-гигиенических нормах. Начало занятий должно быть при первой смене не ранее 15-16 часов, а окончание – не позже 17-19 часов. И уж совсем никак нельзя делать уроки в 20-22 часа а то и позже. В начальной школе категорически запрещено делать уроки позже 19 часов: и освещение плохое, и утомление уже наступает. При нарушении этих норм возникает синдром хронической усталости, появляются проблемы с осанкой, портится зрение.

Отдых и сон.

Медики позаботились о регламентировании не только занятий, но и отдыха детей, дабы сохранить оптимальный уровень здоровья. В санитарных нормах прописаны и время прогулок, и время сна. Чтобы ваш школяр не переутомлялся, его сон должен занимать не менее 8-10 часов, то есть если в школу к восьми утра, а встать нужно в семь – значит лечь нужно в 21-22 часа, не позднее. А если делать до полночи уроки – когда же спать?

А еще, для того, чтобы ребенок рос полноценным и здоровым, ему в день необходимо «намотать» в виде пеших, беговых или скакательных прогулок не менее семи километров. При этом половина этого расстояния должна быть «намотана» в школе. На открытом воздухе ваш юный ученик должен пребывать не менее трех часов в день, как все это уложить в 24 часа – если необходимо посетить школу, музыкальную школу, изо-студию и английский? Поэтому, жертвуется в основном сон и прогулки. Вот только пойдет ли такая жертва на пользу здоровья ребенка?

Если дети не наматывают свой положенный «километраж» за день, они станут непоседливыми, гиперактивными и станут выплескивать свою неуемную энергию дома. Многие родители, чтобы «вытрясти дурь» из детей, в дополнение к школе отдают детей на спортивные тренировки, тогда умаявшийся за сутки малыш приходит домой и падает без задних ног, ведь нет ни минуты покоя! Но стоит ли так нагружать детей и лишать их детства?

Завтра я расскажу о симптомах и последствиях школьных перегрузок.