«Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе.
Сгорать от стыда за нищету, хоть она существует как будто не по своей
вине. Радоваться за товарища, который достиг успеха. Знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».
Антуан де Сент-Экзюпери
Вышеприведенные слова раскрывают активную позицию человека-гражданина своего Отечества, болеющего душою за ближнего, за город, за страну. Этих позиций в своей жизни придерживаюсь я сама и стремлюсь воспитать своих учеников нравственно чистыми и духовно богатыми личностями, стремящимися к саморазвитию и самосовершенству. Начальная школа является чрезвычайно важным этапом возрастного развития и становления личности детей. Она призвана помочь ребенку, его родителям, учителям определиться в выборе индивидуального образовательного маршрута. Поэтому моя работа по обучению и воспитанию младших школьников основана на развитии индивидуальных познавательных способностей.
Приоритетные направления деятельности: создание условий для раскрытия личности ученика; развитие индивидуальных познавательных способностей; формирование здорового образа жизни, общей культуры для успешной социализации в обществе; воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважение к правам и свободам человека; любви к окружающей природе, Родине, семье.
Реализация индивидуального подхода в обучении позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о характере каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения; получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным школьникам, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей ребенка. Поэтому я стараюсь выявить ту индивидуальность, которая заложена в ребенке, развить ее во внеклассной работе. Вовлекаю детей в разные виды деятельности, чтобы они могли проявить свои творческие способности. Каждый ученик моего класса посещает кружок по интересам. Дети участвуют в конкурсах и побеждают, что вселяет им уверенность в свои силы, возможности. Большинство из них являются победителями и призерами Всероссийских, областных, районных конкурсов (см. прил.2). Два ученика в числе одаренных детей Брянщины являются получателями именных стипендий областной администрации и областной Думы: в 2008 году – Зайцев Иван, в 2010 году – Гавриленко Александр. Из аналитической справки по теме «Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников через проектную, исследовательскую деятельность как один из путей реализации личности в процессе обучения и воспитания»: «…Организовывая различные виды деятельности, в которых каждый ребенок может быть успешным, Эглитис Людмила Павловна старается выявить ту индивидуальность, которая присуща каждому, а потом находит способы реализации способностей детей. Совместная проектно-исследовательская деятельность ее учащихся, их родителей является успешным средством преодоления разобщенности семьи и школы, развивает у детей активную жизненную позицию». Для решения проблемы реализации способностей детей в проектно – исследовательской деятельности мною разработана КЦП « Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников ».
Цель программы: создать условия для развития индивидуальных способностей младших школьников.
Задачи программы:
- создать систему диагностики, направленную на выявление индивидуальных особенностей учащихся; организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся; создать оптимальные условия для развития способностей детей во внеурочное время.
В рамках программы разработан кружок « Я познаю мир», который рассчитан на ребят 7-10 лет, срок реализации 3 года. Его организация основана на модульной технологии, которая обеспечивает индивидуализацию учебно – воспитательного процесса: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Модульная технология позволяет:
- достичь гарантированных результатов работы участников кружка «Я познаю мир»; решить проблему дифференциации и индивидуализации обучающихся; постепенно увеличить самостоятельность, творческую и познавательную активность детей; использовать различные средства учебно-воспитательной работы (формы и методы) с учащимися в кружке «Я познаю мир» и методики контроля, анализа результатов своей деятельности.
Содержание кружка «Я познаю мир» представляет собой систему 3 учебных модулей, так как модульное обучение предполагает структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы детей с полными, логически завершенными модулями. Работа с модулями направлена на развитие индивидуальных способностей младших школьников и профилактику асоциального поведения (см. рис 1.).
Цель кружка – оптимальное общее развитие каждого ребенка, формирование умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности через проектную, исследовательскую, художественную деятельность.
Рисунок 1
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Художественная деятельность
Я познаю мир
Задачи кружка:
- организовать образовательный процесс на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей, обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка с учетом его способностей, склонностей;
Ожидаемый результат:
Ученик, владеющий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного продолжения обучения в основном звене школы, в жизни и практическими умениями по осуществлению проектной и исследовательской деятельности.
Обучая детей в кружке «Я познаю мир», мной учитываются не только типологические, но и индивидуальные особенности младших школьников, их жизненный опыт и социокультурные традиции. В учебно-воспитательном процессе отдаю предпочтение разнообразным формам, методам и технологиям работы (см. таб. 1).
Таблица 1
Средства учебно-воспитательной работы с учащимися в кружке «Я познаю мир»