Литературное развитие – один из компонентов в общей системе обучения, раз-вития и воспитания младших школьников.
«Цели литературного образования: ввести ребёнка в мир культуры, познако-мить с языком культуры, сделать не только потребителем, но созидателем духовных ценностей».1
Литературное развитие как учебный процесс предполагает развитие « способ-ности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений со-знательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями »2 и развитие собственного литературного творчества детей.
На уроках чтения младшие школьники изучают лучшие произведения детской литературы. Истоки детской литературы - в сказочном волшебном царстве уст-ного народного творчества. Русский фольклор - богатейшая сокровищница на-родной мудрости и загадка – одна из её ярчайших жемчужин.
Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отга-дывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.
Художественные образы загадок не только знакомят с языком народной лите-ратуры, но и помогают созданию художественной картины мира, тем самым вы-полняя не только познавательную, но и эстетическую функцию литературы. Эстетическое воспитание осуществляется путём выявления и использования средств эстетического содержания, что позволит детям взглянуть на мир и человека в нём с художественной стороны, облагородит личность ребёнка, поможет общему и литературному развитию.
При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Сочиняя за-гадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как лич-ность, развивают свою речь, как устную так и письменную. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение также развивает речь и спо-собствует формированию коммуникативных способностей.
Тайный условный язык загадки заставляет рассуждать, соображать, присталь-но всматриваться в окружающую действительность, находить поэзию в самых простых вещах. « Ни для какого жанра, кроме загадки,- пишет В. Митрофано-ва, - не представляет интереса простой сучок в бревне или доске, заслонка рус-ской печи, оконное стекло, ледяная сосулька, свисающая с крыши, ковш в воде, иголка, ножницы и т. п. А загадка умеет включить этот будничный мир ме-лочей в яркую систему образов». Загадки дают представление не только о быте, но и о культуре нашего народа. о его истории. В загадках обращается
1.Воюшина М. П. Программа по литературе. Санкт – Петербург. 1997. с.3.
2- Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.
Москва. Педагогика. 1975, с.3.
3- Зубарева Е. Е. Детская литература. Москва. 1985, с.1.
-- 1 --
внимание на близкие и дорогие детям понятия: семья, дом, Родина, родная при-рода, человеческие взаимоотношения, интерес к родному языку. Это определяет духовное развитие детей.
Педагогическая направленность народных загадок очевидна, все вышепере-численные особенности, характеристики и признаки загадки определяют её богатые дидактические возможности.
Великие отечественные педагоги – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой применяли этот жанр для обучения детей чтению, для их развития, воспитания. Авторы учебников чтения применяли загадки. К. Д. Ушинский писал: » Загадку я помещал для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение»1. В “Азбуке” Л. Н. Толстого широко применены загадки, отражающие быт крестьянина, русскую природу.
В наше время возможности загадки для развития детей возрастают в связи с тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным жанром стала жанром литера-
турным. Авторы современных загадок сохраняют и продолжают традиции рус-ского фольклора, в новых загадках отражаются предметы и явления, окружаю-щие современного ребёнка, природа, близкий и знакомый ребёнку мир.
Учитывая актуальность проблемы, мы выбрали тему исследования: “ Литера-
турное развитие младших школьников при изучении загадок”.
Цели исследования: Проанализировав научную и методическую литературу,
выявить методические условия, способствующие литера-
турному развитию младших школьников при изучении
загадок.
Объект исследования: Процесс изучения загадки как жанра в научной литера-
Задачи исследования: 1.Анализ учебных программ по чтению в начальной
школе.
2. Анализ литературы о специфике жанра загадки, об
особенностях литературного развития младших
школьников в контексте исследования.
3. Выявить уровень представлений детей о понятии