С поступлением ребенка в школу его стиль жизни меняется коренным образом, так как появляется новая социальная роль – ученик. К ребенку предъявляются иные требования, а учебная деятельность становится доминирующей. В школе ребенок приобретает не просто знания и умения, а еще и определенный социальный статус.
Психическое развитие младшего школьника претерпевает ряд изменений, так как ценности и интересы ребенка меняются. а сам он оказывается на границе очередного возрастного периода. Вот основные проблемы, которые влияют на психическое здоровье детей в начальных классах:
- Принятие собственного нового статуса;
- Перестройка взаимоотношений с родителями и другими членами семьи;
- Выстраивание отношений с учителем;
- Взаимоотношения со сверстниками.
Психическое развитие младшего школьника и самооценка
Обычно дети с радостью воспринимают переход из детского сада в начальную школу, так как ощущают себя взрослыми, им нравится эта роль. Однако у ребенка младшего школьного возраста психическое развитие очень зависит от самооценки, характер которой существенно меняется.
Первые два года в школе дети оценивают себя с точки зрения учительских оценок, которые выставляются по результатам учебной деятельности, но дальше самооценка корректируется товарищами на основе характеристик, не имеющих ничего общего с учебой и проявляющихся во время общения со сверстниками. В этот период критическое отношение к себе обостряется, а количество негативных самооценок растет.
На этом этапе психического развития школьников очень важно сохранить общее позитивное отношение к собственной личности. Это в первую очередь зависит от оценок взрослого.
В это же время у детей младшего школьного возраста появляется критическое отношение к взрослым. Они уже не принимают все их поступки и слова как истину в последней инстанции, а критически оценивают взрослых и реагируют на те ситуации, когда слова не соответствуют делу. Именно в этот период родительский авторитет и компетентность учителей играют большую роль.
Психическое развитие школьника и система отношений с членами семьи
С момента поступления ребенка в первый класс качественно меняется его система отношений со взрослыми членами семьи. Родители интересуются его успехами в учебе, проявляют повышенное внимание и уважение к тому, что он делает. Ребенок прислушивается ко всем советам, то есть между ним и членами семьи устанавливается взаимное уважение.
Однако не стоит забывать, что дети в начальной школе все еще остаются детьми, несмотря на всю серьезность вопросов обучения. В формировании правильного психического развития младших школьников игровая деятельность по-прежнему очень важна. Когда ребенок не может справиться с простым учебным заданием в классе, можно перевести задачу в игровую плоскость. Дети не всегда могут сделать это самостоятельно, поэтому задача взрослых – понять проблему и помочь решить ее. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка.
Не стоит забывать о том, что игры на воздухе, чтение сказок перед сном, детские шалости нужны ребенку в этом возрасте, ведь так младший школьник удовлетворяет свою естественную потребность в движении и активности. Необходимо позаботится о том, чтобы взаимоотношения ребенка с членами семьи остались искренними. Эти отношения играют важную роль в психическом развитии школьника, помогая безболезненно влиться в новую среду.
Оценка психического развития школьника
У детей младшего школьного возраста психическое развитие оценивается не по оценкам, которые они получают в школе, а по чертам характера, которые доминируют в поведении. Если среди этих черт присутствуют ответственность, открытость, исполнительность, дисциплинированность, уважение к окружающим, то можно с уверенностью сказать о том, что психическое здоровье ребенка в норме.
В силах родителей сформировать еще одну черту, необходимую для психического здоровья – оптимизм. Знание того, что все беды можно преодолеть, а в кругу семьи получить поддержку, должно крепко закрепиться в сознании ребенка.
В психическом развитии школьника непременным условием правильного формирования личности является общение со сверстниками. Родители могут помочь наладить взаимоотношения с ними, например, пригласив товарищей своего ребенка в гости. Нужно интересоваться, с кем дружит школьник, что он ценит в друзьях, но нельзя, ни в коем случае, давать негативную оценку товарищам своего ребенка. Потребности растущей личности необходимо уважать. В младшем школьном возрасте должна быть поддержка в построении межличностных отношений, а при необходимости их коррекция. Основные приемы воздействия – это беседа, дружеский совет или разбор отдельных ситуаций.
В психическом развитии школьников происходят серьезные качественные изменения, которые становятся основой будущей личности. Новые отношения со сверстниками и учителями, включение в школьный коллектив, учебная деятельность – все это влияет на формирование характера, воли и отношение к людям. У младших школьников закладывается фундамент моральных и нравственных ценностей, а также правил и норм поведения.