Формирование основ здорового образа жизни с малых лет, бережное отношение к своему здоровью на протяжении всей жизни является основой существования человека. Только здоровый человек может плодотворно трудиться и приносить пользу обществу.
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, а также забота о здоровье детей. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
В свою очередь, здоровьесберегающей среда – результат усилий по сохранению и укреплению здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленному формированию культуры здоровья всех участников образовательного процесса – с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни. Однако с каждым годом объем преподаваемых знаний увеличивается, а нормам и навыкам здорового образа жизни в школах по-прежнему уделяется мало внимания.
Очевидно, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет стиль жизни современных школьников. Период юношества – это период значительного изменения физических, психических и социальных аспектов поведения, образа жизни. Одним из факторов здорового образа жизни является организация рационального питания. Недостатки в привычном питании школьников, по своей сути, отражают ослабляющее влияние семьи и возрастающее воздействие сверстников на выбор продуктов питания. Анализ показателей формирования привычек в питании школьников связан с учетом родительского контроля и копированием стереотипов молодежного поведения. 1
Местом исследования является школьная столовая МБОУ ВСОШ №1
Цель работы. изучить влияния питания, как компонента формирования здорового образа жизни, на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы.
Для этого решались следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы рационального питания школьников по литературным источникам.
2. Определить роль питания как компонента здорового образа жизни современных школьников среднего возраста.
3. Сформулировать эмпирические критерии рационального питания школьников.
4. Изучить условия рационального питания учащихся МБОУ Веселовская СОШ №1 в школьной столовой и отношение школьников к качеству питания.
5.Исследовать продукты питания школьной столовой.
Предмет исследования:
Методы исследования: изучение соответствующего заданной теме теоретического материала, практическое исследование продуктов питания на предмет наличия нежелательных веществ, расчет и составление рационального меню для школьников, анкетирование учащихся.
Гипотеза: так какв настоящее время большая часть обучающихся в МБОУ Веселовская СОШ №1 не придерживается рационального питания, не получая достаточного количества питательных веществ вместе с пищей, то тем самым снижают свою способность к обучению и провоцируют развитие многих болезней.
Актуальность: Проблема здорового питания – одна из самых актуальных в наши дни. Наше физическое здоровье, состояние иммунитета, долголетие, психическая гармония — все это напрямую связано с проблемой здорового питания человека. Рациональное питание, как основополагающий элемент здорового образа жизни, играет очень важную роль в формировании растущего организма школьника. К сожалению, практика показывает, что далеко не все учащиеся соблюдают правила рационального питания. В свою очередь не соблюдение норм питания влечет за собой последствия в виде заболеваний пищеварительной и сердечно-сосудистой систем.
Таким образом, изучение особенностей питания современных школьников и их отношения к основам здорового образа жизни и рациональному питанию как неотъемлемому слагаемому его формирования является актуальным, так как содержит важную информацию для работников общеобразовательных учебных заведений, родителей и учителей.
I. Роль питания в состоянии здоровья организма
1.Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников
Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ на период с 1996 по 1999 год 43% учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 63% – имели нарушения осанки; 18% старшеклассников – повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования, около 30% детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония, атеросклероз.
Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 – 52% здоровья определяется здоровым образом жизни (ЗОЖ) и только 10 – 15% зависит от здравоохранения 2
В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере, как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ.
Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе обучения и формирования ЗОЖ.
2.Рациональное питание
Питание человека – один из факторов внешней среды, существенно влияющий на его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни. Физиологически полноценное питание здорового человека, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма, обеспечивающее при этом необходимый уровень обмена веществ и энергии, называется рациональным питанием. 3
Рациональное питание – важнейшее непременное условие профилактики не только болезней обмена веществ, но и многих других. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве. 4
Нерациональное питание является одной из главных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней, связанных с нарушением обмена веществ 5 .
Большой выбор пищевых продуктов и различные их комбинации с учетом особенностей кулинарной обработки позволяют организовать питание здорового и больного человека с учетом максимальной его сбалансированности, профилактической направленности и лечебного воздействия.
Организм человека подчиняется законам термодинамики. В соответствии с ними сформулируем первый принцип рационального питания: его энергетическая ценность должна соответствовать энергетическим затратам организма. К сожалению, на практике этот принцип часто нарушается. В связи с избыточным потреблением энергоемких продуктов (хлеб, картофель, животные жиры, сахар и др.) энергетическая ценность суточных рационов часто превышает энергетические затраты. С увеличением возраста происходит накопление избыточной массы тела и развитие ожирения, ускоряющее появление многих хронических дегенеративных заболеваний.
Второй принцип рационального питания – соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма. Ежедневно в определенном количестве и соотношении в организм должно поступать около 70 ингредиентов, многие из которых не синтезируются в организме и поэтому являются жизненно необходимыми. Оптимальное снабжение организма этими пищевыми веществами возможно только при разнообразном питании. Максимальное разнообразие питания определяет третий принцип рационального питания.
Наконец, соблюдение оптимального режима питания определяет четвертый принцип рационального питания. Под режимом питания подразумевается регулярность, кратность и чередование приемов пищи. Режим питания, также как и потребность в пищевых веществах и энергии, варьирует в зависимости от возраста, физической активности. Соблюдение указанных основных принципов рационального питания делает его полноценным. 6
Чтобы питание было рациональным, в пищевой рацион должны быть обязательно включены мясо, рыба, молочные продукты (основные источники белков и жиров), а также овощи, фрукты – источники углеводов, минеральных веществ, витаминов. Молоко – наиболее "универсальный" продукт в пищевом рационе: оно содержит, притом в пропорциях, близких к оптимальным, и в хорошо усвояемой форме, углеводы, белки и жиры. 7
3.Питательные вещества и пищевые продукты
Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма. 8 Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.
В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:
молоко или кисломолочные напитки ;
творог ;
Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:
сливочное масло ;
растительное масло ;
сметану .
Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие не перевариваемые пищевые волокна.