Программа «Здоровье» составлена на основе государственных и региональных документов, в т. ч. Концепции реформы школы, программы ее реализации, СНиП, соответствующих документов Миасского управления образования, учитывает своеобразие микрорайона, контингента учащихся школы, условий, возможностей и перспектив работы по данной проблеме.
Главная задача. стать школой здоровья, где наряду с обучением детей существенное внимание уделяется максимальной реализации физического, психологического, социального потенциала и детей, и взрослых, приобретению учениками знаний и выработки навыков, необходимых для принятия решений, относящихся к их здоровью, а также для сохранения и улучшения благоприятной для здоровья окружающей среды.
В целях осуществления задач по обеспечению охраны здоровья и физического развития учащихся необходимо определить следующие направления в качестве приоритетных:
1. Здоровье учащихся и основные виды деятельности школьников;
2. Психологический комфорт воспитанников школы
Важную роль реализации Концепции призваны сыграть образовательные учреждения. Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни, школа не имеет опыта ведения систематической работы по формированию привычек здорового образа жизни учащихся. А между тем в настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека. По данным и зарубежных и российских специалистов, таблица факторов, влияющих на здоровье детей, выглядит так:
50 % - образ жизни;
20 % - условия внешней среды;
20 % - особенности организма, наследственность;
8 - 12 % - система здравоохранения.
Здоровье ребёнка характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием. На современном этапе развития общества по новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью, тем более, что в настоящее время заболеваемость остаётся важнейшей официально регистрируемой реакцией населения на вредные воздействия окружающей среды. Для успешного решения этой задачи важно беречь здоровье смолоду. а также укреплять его с первых дней жизни. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма учащихся.
Сегодня медики все чаще связывают состояние здоровья детей с негативным школьным фактором: 60 % неврозов у детей от обучения в школе, значит, и от учителя. Поэтому важнейшей задачей является формирование у учителя валеологического мышления, т. е. способности видеть за каждым своим поступком влияние на здоровье ребенка.