Перейти к содержимому

Развитие школьника старших классов

Развитие школьника старших классовСтарший школьный возраст имеет примерные границы от 14 до 17 лет, иначе мы называем его юношеским возрастом.

У старшеклассников заканчивается окостенение большей части скелета, особенно суставных концов длинных костей. Надо помнить, однако, что полное окостенение ряда костей (крестец, бедро, грудина, ключица) заканчивается только к 25–26 годам. Рост тела в длину к 17 годам замедляется и сменяется увеличением поперечных размеров тела (ширина плеч, таза, окружность груди). Наблюдается быстрый рост и развитие мышц, вес которых доходит у юношей до 44% общего веса тела. Отсюда очень быстрое развитие физической силы. Укрепление и совершенствование функций сердечно-сосудистой и двигательной систем способствует развитию физической выносливости и повышению общей работоспособности организма, что позволяет предъявлять более высокие требования к нагрузке учащихся-юношей.

Школьники старших классов уже окончательно порвали с детством и подошли в своем развитии очень близко к взрослым. В этом возрасте заканчивается процесс полового созревания у большинства юношей и девушек, достигают значительного развития психик кие способности (память, внимание, воображение, чувства, логическое мышление, способность к обобщению, к анализу емких поступков и поведения). Ученики становятся более спокойными, уравновешенными, отмечается повышение сознательной дисциплины.

В этот период в значительной степени завершается развитие речи. В юношеские годы в связи с умственным развитием, в особенности при хорошей культуре речи, как речь письменная, так и устная становится все более совершенной, богатой, многогранной, все более литературной. Уже имевшиеся в распоряжении подростка слова приобретают более обобщенное, отвлеченное значение. Растет восприимчивость к выразительности и образности, к литературному оформлению сказанного и написанного.

В тесной связи с развитием культуры речи формируется теоретическое мышление. Поэтому типичной для старших школьников становится потребность в обосновании своих мыслей, равно как и требование доказательности высказываемых положений, предъявляемое к другим лицам. Однако, увлекаясь широкими обобщениями, старшие школьники сами иногда бывают склонны к преждевременным, недостаточно обоснованным выводам.

Юноши жадно следят за всеми открытиями и изобретениями в области техники и естествознания, много спорят и читают у них чрезвычайно усиливается интерес к действительности и к возможностям ее преобразования.

Два основных вопроса определяют развитие старшего школьника: каким быть? Кем быть?

Глубоко интересуют нашу молодежь вопросы морали, соотношения личного и общественного, счастья и долга. Человек, его моральный облик и его деятельность в обществе занимают существенное место в формировании юношеского мировоззрения. Это неразрывно связано с потребностями в самоопределении, с ростом личной ответственности, с общим развитием сознания.

Сознательное усвоение учебного материала, который не только значительно расширяется по объему (вводятся новые предметы), но и дает основу для понимания законов развития окружающего мира, обеспечивает постепенное формирование современного мировоззрения молодых людей. Знания в большей мере, чем у ребенка и, подростка, переходят в убеждения, и это становится базой для сознательной работы самого школьника над своим мировоззрением и характером.

Эта сознательная работа юноши и девушки по овладению знаниями, сознательная линия самовоспитания старшего школьника уже связана с умением отдавать себе отчет в своих недостатках, со стремлением преодолеть их. Некоторые родители, к сожалению, не всегда понимают значение самооценки и самовоспитания старшего школьника в формировании его личности. Излишняя опека над учеником, убеждение, что при всяком затруднении надо немедленно спешить с предложением помощи, приводят к ослаблению чувства ответственности у ученика, к подавлению его личной активности.

В старшем школьном возрасте перестраивается также отношение учащихся к учебному труду.

Познавательные интересы подростка характеризуются разбросанностью, неустойчивостью. Он очень часто занимается то одним, то другим, быстро бросает начатое дело, интересующим его предметом занимается в ущерб другим.