Проблема полноценного развития личности, проявления ее индивидуальности во благо общественным интересам - центральная проблема педагогической науки. Полноценное развитие человека возможно осуществить начиная с детского возраста. В определенной мере синонимом понятия "полноценное развитие" может являться "разностороннее развитие" личности. Существует реальная проблема реализации этой цели воспитания при одностороннем проявлении способностей и мотиваций человека. В этой связи требуются специальные психолого-педагогические исследования компенсаторных механизмов и педагогических потенциалов, способствующих избежать деформации личности и стимулирующих ее к большим проявлениям возможности адаптироваться в многообразном социальном мире.
Гуманизация школьной жизни, ее ориентация на потребности и способности учащихся в настоящее время стали одними из важнейших приоритетов отечественной образовательной системы, которые привели в движение ее гуманизирующие и культурообразуюшие функции, реализация которых находит отражение в изменении содержания образования, в повышении требований к обшекультурному развитию учащихся. В полной мере это относится и к физической культуре - сфере образования и воспитания учащихся. Реализация ее культуро-созидающей функции предполагает, в первую очередь, самоопределение личности школьника в культуре физической, подчеркивает собственно культурную сторону организации их мышления, учения, быта, свободного времени, жизнедеятельности в целом [1].
Однако в физическом воспитании учащихся еще наблюдаются кризисные явления, характеризующиеся преобладанием старого над новым в освоении ценностей физической культуры, массового репродуктивного подхода над личностно ориентированным. Это диктует необходимость внесения научно обоснованных изменений в физическое воспитание школьников, в его процессуальные характеристики, выделения таких интегративных оснований личности, педагогические воздействия и самовоздействия на которые запустят механизм сознательной и активной деятельности учащихся в сфере физической культуры. Одной из таких характеристик выступает потребностно-мотивационная сфера, побуждающая, направляющая и регулирующая интеллектуальную активность личности в физической культуре и спорте [2].
Данное исследование, безусловно, является актуальным, поскольку занятия спортом, как правило, концентрируют основные силы и внимание ребенка на развитие физических способностей, обеспечивающих достижение поставленных целей в области спортивных интересов. Очевидной серьезной педагогической проблемой является развитие интеллектуальных способностей школьников-спортсменов, позволяющих им более успешно овладевать культурным потенциалом общества и, следовательно, иметь большие возможности для самореализации по завершении активной спортивной деятельности. Физическое воспитание объективно воздействует и на духовное развитие человека. Его средства и методы, закономерности обучения движениям, воспитание физических качеств позволяют эффективно решать задачи интеллектуального развития [3].
Как показывают наблюдения, академические способности (интеллектуальные возможности) детей с двигательным (моторным) интеллектом нечасто проявляются при изучении других учебных предметов, показывают средние и ниже среднего показатели интеллектуальных способностей.
Анализ практики физического воспитания учащихся свидетельствует, что наиболее уязвимой его составляющей является низкий уровень интеллектуальной активности учащихся в этой сфере, слабое понимание учителями сущностных характеристик ее развития.
Как следствие, отсутствует управление этим сложным личностным образованием, ограничивается освоение культурного содержания практической деятельности. Поэтому несомненна актуальность данного исследования, направленного на качественное преобразование ситуации, сложившейся в физическом воспитании учащихся. Необходимо определить возможности развития интеллектуальных способностей школьников, что требует определения рациональных педагогических условий для развития умственных способностей детей с практическим (моторным) интеллектом.
Теоретическую основу данного исследования составляют идеи и положения, которые подчеркивают, что об интеллектуальном развитии детей с практическим (моторным) интеллектом можно судить не только по уровню развития мыслительных процессов, но и по качеству развития его двигательных возможностей. Для полноценного интеллектуального развития таких детей важно создание психолого-педагогических условий для формирования их познавательных способностей и умственных возможностей. Источником развития личности являются ее потребности, которые активизируются в сознании и оформляются в мыслительной деятельности. Мотивация является энергетической основой познания, мышления. Эффективность и характер мыслительной деятельности зависят от характера мотивов, включенных в эту деятельность.
Формирование личности школьника, его интеллектуальных качеств в процессе физкультурно-спортивной деятельности рассматривается как целостный процесс, как система, в которой все составные части находятся в определенных связях и отношениях. Личность школьника-спортсмена характеризуется определенным строем мыслей, чувств, поведения как характеристика его интеллектуальных качеств, предметом которых является отношение к себе, делу, окружающим. В этой системе правомерно различать внешние условия - физкультурно-спортивную деятельность в интеллектуальном развитии, характер единства мыслей, чувств, действий. Изучение и формирование тех и других необходимо для решения поставленной проблемы [4, 5].
Из проблематики интеллектуального формирования личности школьника органично вытекает проблема ее субъектности, которая в контексте исследования есть потребность проявлять интеллектуальное отношение, "самостоятельно" мысля, чувствуя, действуя. Интеллектуальные качества рассматриваются как развивающиеся, обуславливаемые характером взаимодействия между собой структурирующих ее компонентов. Они обеспечивают не только их возникновение, но и реализацию.
Индивидуальная работа с юными спортсменами предполагает опережающее формирование следующих социальных качеств и черт личности: общественной направленности как совокупности социально значимых целей, идеалов, ориентации и мотивов поведения; самостоятельности, инициативности, творческой и познавательной активности, интеллектуальных качеств, обеспечивающих каждому подростку возможность проявлять свои способности и силы на основе социальной жизненной позиции; целеустремленности, общественной инициативы, ответственности, объективной самооценки и требовательности к себе и интеллектуальных качеств, от которых зависит единство сознания и поведения, разумное использование своих учебно-спортивных возможностей и способностей.
Занятия физической культурой и спортом для детей и юношества обладают большими потенциальными возможностями по воспитанию учащихся, ибо проводятся высококвалифицированными педагогами-тренерами, располагают необходимыми материальными условиями, положительными традициями, позволяют школьникам-спортсменам достигать высоких спортивных результатов, обеспечивают возможность бороться за честь класса, школы, города, улуса, республики.
В процессе физкультурно-спортивной деятельности обнажаются как сильные, так и слабые стороны качеств человека. На начальной стадии работы с детьми она хорошо помогает выполнять диагностические функции в определении степени умственной зрелости детей. На более поздних этапах работы физкультурно-спортивная деятельность, сохраняя свои диагностические возможности, позволяет развивать те общественно значимые качества личности, которые отсутствуют у воспитанников или требуют своего совершенствования.
В традиционной системе образования господствующим является статистический, безличностный подход к ученику. Одно из его проявлений - стандарт образования, некий нормативный минимум для всех. Другое дело, что в установившейся системе обучения больше участвуют дети, способные проявить вербальную интеллектуальную активность. В невыгодном положении оказываются дети, у которых преобладает эмоционально-образное мышление или доминирует практический интеллект. Среди детей с практическим интеллектом особое место занимают дети с двигательным (моторным) интеллектом. Увлеченные спортом, они не все и не всегда показывают познавательную активность на уроках. И в школах отношение к таким детям не всегда благоприятствует их психическому комфортному состоянию.
Не секрет, что дети, увлеченные спортом, в основном развиваются односторонне. А одностороннее развитие обуславливает не всегда полноценное разв
итие личностных, гражданских качеств. В этой связи на основе проведенного исследования разработана концепция организационно-педагогического обеспечения интеллектуального развития школьников, увлеченных разными видами спорта. Целью ее создания стала необходимость преодоления одностороннего развития детей с двигательным (моторным) интеллектом в ущерб развитию других интеллектуальных качеств, мыслительных способностей умственных сил и возможностей.
Вместе с тем надо иметь в виду, что не всегда спортивно-физкультурная деятельность может принести воспитательную пользу. При беспечном отношении педагогов-тренеров к вопросам умственного развития у юного спортсмена могут развиваться отрицательные качества: неспособность к получению знаний, поверхностный подход к учебной деятельности и т. д. Только специальная педагогическая инструментовка в проведении занятий, организации всей жизни и деятельности занимающихся позволяет воспитывать у них интеллектуальные качества. Интеллектуальная инструментовка должна обнажать у ребят их отрицательные качества и помогать в их преодолении.
В ходе опытно-экспериментальной работы в процессе взаимодействия как обмене отношениями в педагогической системе "ученик - педагог - тренер - детский спортивный коллектив" оказалось возможным воспитание интеллектуальных качеств школьников [5].
Рассмотрение указанных функций интеллектуальных качеств в основном подтверждает необходимость действенной, согласованной взаимосвязи компонентов названных качеств личности, что является наибольшим выражением успешности ее интеллектуального воспитания в процессе спортивной деятельности. Возникающая при этом согласованность, взаимодополняемость компонентов интеллектуальных качеств, в свою очередь, обуславливает действенную интеграцию их составляющих как целостности. Научные факты, вскрывающие зависимость содержания, структуры компонентов интеллектуальных качеств, а также характера их динамики от особенностей взаимодействия школьников в педагогической системе "ученик - педагог - тренер - детский спортивный коллектив", позволяют утверждать правомерность рассмотрения названия качеств как сложного личностного образования на качество цели и результат интеллектуального воспитания школьников. Сущность изучаемого процесса состоит в следующем. Превращение целей занятий в реально действующий мотив воспитанников означает вместе с тем воспитание у них интеллектуальных способностей как потребности в умственном развитии. Этот процесс, в свою очередь, является как бы "мотиваци-онным" механизмом для становления интеллектуально ценных мыслей, чувств, действий юного спортсмена как важнейших компонентов его интеллектуальных качеств. Являясь по своему генезису вторичным в указанном процессе, перечисленные компоненты интеллектуальных качеств и их динамическое взаимодействие оказывают затем свое обратное, специфически формирующее влияние на спортивную деятельность личности школьника. Эти компоненты функционируют как более сложное ценностно-смысловое образование, программирующее интеллектуальное развитие личности юного спортсмена по сравнению с конкретными мотивами деятельности. Появление указанных феноменов или их качественное изменение - показатель самодвижения взаимодействия и личности юного спортсмена. По характеру мыслей, чувств, действий можно судить об особенностях их взаимовлияния [5].
Принципиальными условиями, обеспечивающими продуктивность взаимодействия школьников-спортсменов в педагогической системе "ученик - тренер - спортивный коллектив", являются самостоятельные способы организации деятельности, когда воспитанники занимают субъективную позицию. Именно самодеятельность обеспечивает самоутверждение, самовыражение личности юного спортсмена в разнообразных делах и способах поведения, позицию школьника, действующего активно и самостоятельно, проявляющего общественную инициативу и независимость в ситуациях разной степени сложности. Собственно, такая организация ведет к субъективности личности юного спортсмена как социальному явлению, выступающему в качестве принципиального условия и результата интеллектуального воспитания школьников в спортивной деятельности.
Интеллектуальные качества, сформированные в спортивной деятельности под непосредственным педагогическим руководством, затем приобретают способности к самосознательному проявлению и в других видах жизнедеятельности. Знание вскрытых закономерностей позволяет управлять процессом интеллектуального воспитания личности школьников в спортивной деятельности.
Выполненное исследование открывает возможность для разработки конкретных методик, направленных на организацию воспитания интеллектуальных качеств личности и деятельности, для взаимодействия как обмена умственными отношениями, составляющими сущностную особенность их физкультурно-спортивной деятельности, для изучения и корректировки каждого из основных интеллектуальных качеств личности.
Заключение
Интеллектуальное развитие личности школьника в процессе спортивной деятельности представляет собой педагогически организованный поэтапный процесс, в ходе которого возникает и нарастает расширение мотивационной сферы школьников, определяющей их отношение к жизни, труду, себе, людям, за рамки узкоспортивных интересов для преодоления их одностороннего развитии и осознания ими необходимости овладения разносторонними знаниями;
источником противоречивых взаимосвязей компонентов развития интеллекта, ведущих к целостности, выступает доминирующее явление педагогического процесса, основанное на взаимодействии в системе "ученик - педагог - тренер - детский спортивный коллектив", которое обусловливает содержание спортивной деятельности, субъект-субъективные позиции воспитанников и педагога-тренера (стимулирование, содействие, взаимопонимание);
уровень развития интеллекта школьников определяет саморегуляцию их поведения, которая является основой психологических механизмов обеспечения единства сознания и поведения личности; интеллектуальное развитие обусловливается широким применением на занятиях по физической культуре и спорту методов и приемов, развивающих наряду с моторикой индуктивное и дедуктивное мышление, логические рассуждения и абстрагирование, аналитические и синтетические способности и т. д.
высокий уровень развития интеллекта обеспечивает проявление личностно социальной активности, соответствует целям воспитания и самовоспитания, способствует переходу внешней регуляции во внутреннюю саморегуляцию, повышает уровень творческого потенциала;
эффективность процесса развития интеллекта личности школьника обусловлена его этапами, каждому из которых свойственны особые взаимосвязи компонентов, его составляющих, преодолением основных противоречий между разными по ценности мотивами деятельности и проявлением усилий для достижения поставленной цели;
принципиальным условием, обеспечивающим продуктивность развития интеллекта школьника-спортсмена, являются самодеятельные способы ее организации, когда учащиеся занимают субъектную позицию.
Увеличение потенциала самостоятельности в активной учебной, внеучебной и спортивной деятельности ведет к заинтересованности, к обогащению мотивации участников взаимодействия. Самодеятельность обеспечивает самоутверждение и самовыражение личности ребенка в разнообразных делах и способах поведения, позицию школьника, действующего активно и самостоятельно, проявляющего общественную инициативу и независимость в ситуациях разной степени сложности. Выделены следующие педагогические условия, обеспечивающие в своем комплексе развитие интеллектуальных способностей детей: мотивация детей, отношение их к другим учебным занятиям в школе, зависимость развития личности школьников от направленности занятий, активная жизненная позиция, рациональное проведение свободного времени, их профессиональная ориентация. Такая организация ведет к субъективности личности школьников-спортсменов, выступающей в качестве условия и результата интеллектуального развития школьника.
Список литературы
Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. – М. Аспект Пресс, 2005. – 318 с.
Платонов В. Н. Теория спортивной подготовки спортсменов. – Киев: Олимпийская литература, 2006. – 318 с.
Портнягин И. И. Воспитание интеллектуально развитой личности. – Якутск: Изд-во СВФУ, 2010. – 168 с.
Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – М. Советский спорт, 2010. – 340 с.
Портнягин И. И. Интеллектуальное развитие школьников-спортсменов. – М. Академия, 2000. – 96 с.
Журнал Вестник спортивной науки 6 (6) 2012, 25 декабря 2012