Если ученику по каким-либо причинам не хочется идти в школу, говорят о школьном неврозе. Начинается он постепенно. Ребенок просыпается с неохотой, собирается медленнее, чем обычно, ищет предлог задержаться дома. Родителям приходится его подгонять. Эти явления могут на какое-то время даже исчезнуть, а потом появятся новые симптомы — начинаются жалобы на боль в животе (наиболее частая невротическая реакция), головную боль. Характерно, что такое бывает лишь в дни, когда надо идти в школу, и, как правило, не наблюдается в выходные. Если ребенка оставить дома, его самочувствие через непродолжительное время полностью нормализуется. Вывод ясен — идти в школу не хочется. Что же делать родителям в таком случае?
Прежде нужно понять, что возникла проблема, которую сам ребенок разрешить не способен, и ему надо помочь. Жалобы на боли, недомогание начинаются только при мысли о школе, это не симуляция. Тогда что же? Известно, что человек воспринимает (или ощущает) различные раздражители определенной силы. Она имеет свою величину — порог восприятия. Это относится как к слуховым, световым раздражителям и запахам, так и к ощущениям, которые возникают при работе внутренних органов. У большинства людей пороги восприятия примерно одинаковы, но их величина может меняться в зависимости от психического состояния, настроения человека, а также и от стоящей перед ним задачи. К примеру, на охоте или в разведке у человека обостряются слух и зрение — то, что наиболее важно для данной ситуации. Подобное может происходить и при возникновении какого-либо препятствия, которое человек преодолеть не в состоянии, и связанного с этим напряжения.
У ребенка, которому не хочется идти в школу, но идти приходится, возникает психологическое напряжение, одним из следствий которого является обостренное восприятие раздражений (снижение порога восприятия). Это относится к раздражениям, которые приходят не только из внешней среды, но и внутренней — от самого организма. Дело в том, что работа органов всегда сопровождается некоторыми ощущениями (сокращение и расслабление сердца или стенок кишечника — перистальтика). Здоровому человеку это нисколько не мешает — ощущение от работающих органов ниже порога восприятия. Если же величина порога снижается, человек начинает ощущать, как работают его собственные органы, и эти ощущения могут быть неприятными и даже болезненными.
Именно так происходит при школьном неврозе. То, что чаще болит именно живот, понятно, поскольку как раз живот доставляет детям немало неприятностей. Причина в постоянной перистальтике кишечника, возможном скоплении газов и т. д. Стоит снизиться порогу восприятия, и все это начинает ощущаться как боль. Но это еще не невроз, а невротические реакции. Если вовремя не устранить причину этих реакций, то они могут учащаться и сформировать целый невротический комплекс. В результате проявляются такие черты, как тревожность, мнительность, неверие в свои силы, обостренное "вслушивание" в себя. Если подобная реакция возникает при любой необходимости сделать усилие — это и есть невроз. В зависимости от типа центральной нервной системы у одних детей появляется возбуждение, у других — апатия.
Все, что сказано выше, относится к вполне здоровым детям: при определенном стечении обстоятельств невроз может появиться у каждого. Но с нарушением функций центральной нервной системы он развивается особенно быстро и при меньшей силе неблагоприятных факторов. Нередко каких-либо серьезных болезненных сдвигов у детей нет, но при внимательном наблюдении кое-что заметить можно. Это повышенная возбудимость (расторможенность), быстрая утомляемость, снижение уровня внимания.
Как же не допустить школьный невроз или преодолеть его? Надо сделать все возможное, чтобы учеба стала ребенку в радость, не пропало желание посещать школу. Выделим несколько факторов, которые позволят исключить развитие школьного невроза.
Прежде всего, это каждодневное внимание родителей и учителя. Важно, чтобы использовалась любая возможность похвалить ребенка. Следует поддерживать, поощрять даже самый малый успех школьника и делать это своевременно. Обратите на это внимание. А может быть, ваш ребенок боится учительницы из-за ее громкого или излишне строгого голоса? Или ему не хватает сил выдерживать учебную нагрузку и его настроение портится по этой причине? Все это необходимо обязательно выяснить. Отношение учителя к ребенку во многом определяется тем, как сложатся с учителем ваши собственные взаимоотношения. Не жалейте усилий для того, чтобы они стали доверительными и взаимно доброжелательными.
Нужно знать еще одно обстоятельство: отмечая и поддерживая малейшие улучшения в учебе, вы укрепляете стремление ребенка к учению. Именно это — главное! Если же дело доходит до критики, отметьте, что он сделал "хуже, чем мог бы", но не прибегайте к оценкам типа "плохо", "очень плохо". В любой, даже отрицательной оценке должно проявляться уважение и доверие к ребенку. Кроме того, смысл оценки надо обязательно разъяснить.
Что еще может принести радость в школьной жизни? Конечно, дружба с одноклассниками, общие дела и интересы. Важно всячески способствовать этому. Сам процесс обучения может доставить радость школьнику. Научите ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Храните, например, его старые тетради и вместе обсуждайте пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.
Как же все-таки быть, если в момент сборов в школу ребенок начинает жаловаться на какое-нибудь недомогание? Проконсультируйтесь с врачом. Если вы убедились, что серьезных причин для жалоб нет, а есть только нежелание идти в школу, — оставлять ребенка дома не следует. Тогда он уже не будет так сосредотачиваться на своих болезненных ощущениях. В противном случае возникнет и укрепится рефлекторная связь между болями и сбором в школу, и жалобы будут лишь усиливаться. Постарайтесь поднять настроение ребенка перед школой. Это может быть забавная история, шутка, напоминание о приятном событии, к примеру, интересной поездке куда-либо.
В физиологии высшей нервной деятельности существует специальный термин — подкрепление. Похвала учителя или родителей — это и есть подкрепление. Получив его, ребенок будет стараться и дальше. Если же одобрения нет, то угасает и интерес к этой деятельности. Это так понятно, ведь мы и сами вовсе не стремимся продолжать дело, которое приносит одни неприятности.