Большинство ученых и педагогов делают упор на воспитание гражданственности в средней школе. Но для того, чтобы гражданское образование в средней школе было эффективным, необходимо подготовить для этого почву в начальной школе путем гражданского воспитания младших школьников. Поэтому тема настоящей работы "Гражданское воспитание младших школьников" является актуальной.
Укрепление социальноэкономической базы, повышение благосостояния населения России, стабильность в политической обстановке, в своих истоках зависят от воспитания нового поколения, гражданственно образованного и гармонично развитого.
Гражданское воспитание младших школьников способствует развитию у ребенка любви к Родине; бережного отношения к окружающему его миру. Эффективность гражданского воспитания младших школьников повысится в условиях усиления гражданской ориентации этой деятельности, определения педагогических условий повышения его эффективности; использование интерактивных форм и методов, направленных на формирование гражданской позиции каждого ученика.
Одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Сам термин "гражданское воспитание" нуждается в конкретизации. Очевидно, что под "гражданским воспитанием" подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. При обсуждении данной проблемы разгоралась полемика о том, кого должна воспитывать школа: гражданина мира или гражданина России. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Гражданина России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это сделать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как "патриотизм", "демократия", "общественный интерес"; когда утеряно уважение к органам государственной власти. В таких условиях говорить о гражданском воспитании, а главное, заниматься им, дело довольно трудное.
Учителя вместе с общественностью должны искать формы и методы эффективного гражданского воспитания наших детей. Россия сегодня остро нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Наша задача, задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан. А для этого нашим детям в первую очередь необходимо прививать любовь к своей Родине, чувство гражданского долга [Никитин, 1995, с.144].
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что под гражданским воспитанием понимается направление воспитательной работы, сутью которой является "создание у школьников опыта социального группового и индивидуального поведения - как опыта совместного анализа, совместного решения групповых и социальных проблем, опыта совместного социального действия, опыта культурной защиты своих групповых и индивидуальных интересов".
Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут. Должны знать свои права и уважать права других. Надо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение. Это долгосрочный процесс. Поэтому его начинать надо уже с начальной школы и осуществлять на всех этапах обучения.
Специфика гражданского воспитания заключается в том, что оно "приобщает индивида к коллективному целому - народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.
Цель и задачи гражданского воспитания определяются исходя из государственного заказа и социального заказа общества на воспитание личности. На разных этапах развития государства и общества, могут определяться существенно отличающиеся друг от друга цели и задачи гражданского воспитания.
На современном этапе, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, цель гражданского воспитания определяется как воспитание "граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов".
Гражданское воспитание в российском образовательном пространстве имеет ряд особенностей:
- характерна специфика понимания гражданственности на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом;
- наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной;
- поликультурный характер образовательной среды [Вяземский, 1997, c.98].
Исходя из цели и особенностей гражданского воспитания в российском образовательном пространстве, а также возрастных особенностей младших школьников, современные исследователи (педагоги и психологи) выделяют следующие основные задачи гражданского воспитания в начальной школе:
- создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей;
-создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем;
- формирование первичных ценностных ориентаций;
- формирование гражданственности;
-формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения;
- формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества;
- формирование опыта овладения культурой своего и других народов, с которыми ребенок сталкивается с ранних лет;
- формирование таких понятий, как семья, государство, Родина, малая родина;
- формирование гражданского мировоззрения;
-ознакомление младших школьников с государственными символами России, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека;
- воспитание гражданского отношения к Отечеству, к "другому";
-воспитание чувств: достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели;
-воспитание чувства принадлежности - к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;
-развитие мотивационной сферы младших школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами;
-развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям) [Губанова, 2002, c.86].
Данные задачи решаются во всех видах деятельности младших школьников: в ходе уроков, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только гражданские чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Гражданское воспитание младших школьников в российском образовательном пространстве основывается на принципах: народности, ненасилия, непрерывности преемственности воспитательного процесса, культуросообразности и толерантности.
Принципы гражданского воспитания имеют направленность на:
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
- гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
- сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
- формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов [Гаязов, 1998, с.90].
При решении воспитательных задач необходимо учитывать, как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства, и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения. Поэтому гражданское воспитание младших школьников осуществляется в соответствии с принципами гражданского воспитания, а также общими принципами педагогического процесса (принципами обучения и принципами воспитания).
Основными результатами гражданского воспитания являются:
- самоидентификация детей с образцами гражданского поведения, гражданского служения Родине;
- социальная активность детей (применение знаний, умений, ценностных ориентаций в социальной практике).
Таким образом, можно сделать следующие выводы. На современном этапе развития российского общества целю гражданского воспитания является воспитание граждан правового демократического общества и государства.
Задачи гражданского воспитания решаются с учетом особенностей российского образовательного пространства через ценности, свойственные российскому менталитету - патриотизм, достоинство.
Гражданское воспитание основывается на общих принципах педагогического процесса и принципах гражданского воспитания, которые вместе составляют взаимосвязанную систему, обеспечивающую эффективное выполнение целей и задач воспитания [Мазыкина, 2002, с.11].
Основным результатом гражданского воспитания является формирование общественно активной личности, наделенной гражданским самосознанием и чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их.
Список литературы
1.Вяземский Е. Е. и др. Историческое образование в современной России. –М.1997.–329с.
2. Гаязов А. С. Общество, государство: воспитание гражданина. – Уфа: БГПИ,1998. –90с.3. Губанова Е. Н. Махина Н. С. Использование на уроках материалов исторического краеведения// Начальная школа. – 2002. - № 6. – С. 84-87.
4. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н. Мазыкина // Воспитание школьников. –2002. - №6. – С. 6-11.
5. Никитин А. Ф. Политика и право. – М. Просвещение, 1995. 144 с.