Разница между грамотно и случайным образом обустроенным рабочим местом школьника заключается не только в одних оценках, но и в том, насколько ваш ребёнок будет здоров и энергичен в целом. По большей части, сегодняшние рабочие места у наших детей обустроены совершенно бездумно и неправильно. Часто это просто случайность: ребёнку выделили какой-то стол под рабочее место, и он там учит свои уроки и выполняет домашние задания. Но годы несоблюдения норм и правил обустройства рабочего места школьника обязательно дадут о себе знать, и как вы понимаете, далеко не самым приятным образом. Сегодня мы рассмотрим три основных параметра, определяющих, хорошо или плохо обустроено рабочее место школьника: освещение, соответствие физиологическим данным ребёнка и психологический аспект.
Освещение. Почему правильное освещение столь важно, что его поместили на первое место, объяснять, пожалуй, не нужно. Многие взрослые люди сегодня ходят в очках потому, что в детстве их родители не обеспечили их рабочее место грамотным освещением. Если вы не желаете такого подарка в будущее своему ребёнку, то запоминайте.
Интенсивность дневного света регулируется правильным положением стола в комнате. Ошибкой будет ставить стол напротив окна, там света, скорее всего, будет слишком много. К тому же, он будет направлен ребёнку прямо в лицо, а это неправильно. Лучше отодвинуть стол чуть дальше, и повернуть его так, чтобы солнышко светило с левой стороны (если ребёнок правша) или с правой (если он левша) соответственно. Бывает, что в некоторых домах и квартирах, солнечный свет, в некоторые часы, особенно яркий и сильный. В таких случаях желательно иметь жалюзи, чтобы иметь возможность регулировать его по необходимости.
Настольная лампа ученика тоже должна стоять с правильной стороны, и включаться по необходимости. Как только для прочтения цифр и букв требуется хоть малейшее напряжение глаз, это значит, что такая потребность наступила. Не вздумайте покупать разные мощные лампочки для настольных светильников. Некоторые из них излучают свет такой силы, что всё старательно написанное в тетрадке вашим ребёнком испарится, вместе с его глазными яблоками. Вообще, к каждой лампочке идёт также и описание, которое подробным образом объясняет, как именно задумывал её использовать её создатель. Но наши люди инструкций читать не любят.
Соответствие рабочего места физиологическим параметрам ребёнка. Это тоже очень и очень важно, если вы не желаете, чтобы ваш ребёнок напоминал своей осанкой композитные луки времён нашествия всадников Атиллы. Стол и стул должны быть двумя частями единого целого, эффективно поддерживающего осанку школьника. Начнём со стула: он должен быть обязательно таким, чтобы спинка повторяла естественную осанку. Ни о каких табуретках не может идти и речи, они хороши только для ночных посиделок на кухне. Спинка не обязательно должна быть высокой, она не обязательно должна иметь подголовник и тому подобные навороты, достаточно будет простой невысокой спинки, правильно поддерживающей спинусидящего. Ноги ученика должны твёрдо стоять на полу. Учитывая, как быстро меняют свои размеры юные растущие организмы, лучше сразу позаботиться о стуле с регулируемой высотой. Или воспользоваться подставочкой для ног, которую можно сделать почти из чего угодно, хоть из старых советских энциклопедий, лишь бы она была твёрдая и достаточно высокой. Угол сгиба ноги в колене при посадке должен составлять 90 градусов.
Локоть опущенной руки должен быть ниже поверхности стола на 15-20 сантиметров, это обязательно. Таким образом, ученику не придётся горбиться, чтобы дотянуться до прописей, и не придётся задирать руки, чтобы что-нибудь в них написать. Также стол не должен быть слишком узким. Слишком часто родители покупают сегодня школьникам компьютерные столы, за которыми те работают. Но, чаще всего такой стол слишком узок и не позволяет поставить учебник на расстоянии в 30см от глаз читающего. Не забывайте, кстати, что читаемая школьником книга обязательно должна стоять на специальной подставочке, только так она не будет вредить его зрению неправильным углом наклона.
Психологический аспект. Он тоже очень важен, а его так часто полностью упускают из вида. Во-первых, стол рабочее место должно быть расположено так, чтобы в поле зрения ребёнка был вход в его комнату, и никто не мог бы зайти туда, незаметно для него. Даже если вы твёрдо уверены, что вашему чаду нечего скрывать, это имеет серьёзное основание с психологической точки зрения. Когда выход на виду, работающий человек чувствует себя более защищённым и ему более комфортно.
Отличной идеей будет предложить самому школьнику поучаствовать в обустройстве своего рабочего места. Объясните ему все важные аспекты и спланируйте вместе, где что и как будет стоять. За таким рабочим столом, к обустройству которого он сам приложил руку, ребёнок будет заниматься охотнее, что положительным образом скажется, в конечном счёте, на его успехах в школе.
Ну, и конечно, невозможно представить себе современный стол ученика без компьютера на нём. Нормативы работы за компьютером для детей таковы: 20 минут для детей младшего школьного возраста, и 40 минут - для старшеклассников. Но у большинства родителей эти нормы вызывают только истеричный хохоток. Что ж, вздыхают врачи, тогда хотя бы убедитесь, что ребёнок регулярно делает перерывы, хотя бы на 15 минут каждый час.
Договоритесь с ребёнком. что он будет делать такие перерывы, и в эти самые промежутки времени он будет заниматься гимнастикой для глаз и просто физическими упражнениями. Это будет легко, за лишний час игры в их любимый Minecraft все они готовы прыгать, хоть до самого потолка.