Учение как ведущий вид деятельности
Поступление в школу для многих детей является сложным испытанием. Ребенок входит в условия, требующие освоения новой ведущей деятельности – учебной. Этот вид деятельности многогранен и сложен, ему будет отдано 10 – 11 лет жизни ребенка. Учебная деятельность имеет определенную структуру, следующие компоненты учебной деятельности выделены Д. Б.Элькониным:
1 .Мотивация т. е. наличие комплекса учебно-познавательных мотивов, в основе которых познавательные потребности и потребность в саморазвитии (т. е. сформированность интереса к процессу учебной деятельности и к содержательной стороне деятельности «что изучается и как изучается»);
2 .Учебная задача – т. е.система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия (например, вставить пропущенные буквы – этозадание; задача – знать и применить правило. (подлежащий усвоению способ действия).
3. Учебные операции – формирование образца усваиваемого действия и воспроизведение этого образца (они формируют представление или предварительный образ усваиваемого действия и способствуют воспроизведению образца). Например, найти корень, приставку, суффикс, окончание в ловах. Ученик изменяет слово, сравнивает значение, выделяет слово, сравнивает значение, выделяет окончание и т. д. Т. е. каждая учебная операция должна быть отработана – сначала на этапе усвоения – это требует большего времени, затем – быстро решает в уме.
4. Контроль – это сопоставление воспроизведенного действия с образцом. (т. е. правильность и полнота выполнения учебных действий, самоконтроль собственной учебной деятельности).
5. Оценка – определение результативности работы, правильности, качественности и содержательности ее выполнения. (учить детей оценивать работу по определенным критериям, по общим для всех, не завышая собственных успехов и не занижая работу одноклассников.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития, теперь он имеет социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Каждый ребенок при поступлении в школу сталкивается с определенными проблемами, возникающими в процессе освоения учебной деятельности, например:
Режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
Коммуникативные трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
Проблемы, связанные с изменениями семейной обстановки.
Первые 4 - 7 недель являются периодом адаптации к обучению в школе (для некоторых детей он длится весь год, даже на фоне хорошей успеваемости). В это время у некоторых детей поведение может отличаться излишней подвижностью, шумливостью, суетливостью - с одной стороны; с другой – излишне робки, зажаты, скованны, плачут при малейшем замечании. Довольно часто в процессе адаптации у первоклассника нарушается сон, аппетит, все это сопровождается капризами, негативизмом, а иногда и интересом к игрушкам для самых маленьких, что свидетельствует о личностном регрессе и застревании на предыдущем возрастном этапе, это является результатом фрустрированности базовых потребностей.
В работе отечественного исследователя Г. М.Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе:
- высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; учебный материал усваивает легко: внимателен, при выполнении заданий не требует внешнего контроля, решает усложненные задачи, в классе занимает благоприятное статусное положение;
- средний уровень адаптации. Посещение школы не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным, дружит со многими одноклассниками.
- низкий уровень адаптации. Отношение к школе индифферентное или отрицательное: нередки жалобы на нездоровье (до соматических отклонений – повышение температуры); доминирует подавленное настроение; учебный материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; требуется контроль со стороны. Сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет; знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Успешность адаптации зависит от адекватности самооценки ученика, его внутрисемейного статуса и статуса в группе сверстников, уровня подготовленности к школе, отношений с учителем.
Одной из основных задач обучения в младшем школьном возрасте является формирование умения учиться. Сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение – это залог того, что учение выполнит свою ведущую функцию на данном возрастном этапе.
Полноценная учебная деятельность включает следующие этапы:
Выделять и удерживать учебную задачу;
Самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
Адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
Использовать законы логического мышления.
Владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
Уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
Иметь высокий уровень самостоятельной и творческой активности.
От 1 к 3 классу происходят значительные изменения в динамике развития учебной деятельности. С получением первой оценки дети начинают видеть свои недостатки, пытаются защититься от этого обидой, ревностью на учителя, вследствие этого может угаснуть интерес к учебе. Как правило, мнение учителя значительно влияет на статус ребенка в классе. («любимчики», «изгои», «изолированные» и т. д). К 3-4 классу дети начинают оценивать учебную деятельность по своим собственным критериям. Появляется самооценка учебной деятельности имеющая расхождения с оценкой учителя. Появляется непослушание и протест, критичность по отношению к окружающим. Американский психолог Эрик Эриксон, считает центральным новообразованием младшего школьного возраста «чувство компетентности». Т. е. если ученик не чувствует себя в ведущей деятельности компетентным, то снижается самооценка и, соответственно, искажается личностное развитие.
По данным отечественных исследователей М. Э.Боцмановой и А. В.Захаровой, описывая популярных сверстников младшие школьники указывают в первую очередь на ум и знания.
Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе психологического комфорта и поддержки. Это зависит чаще от профессионального мастерства учителя, например, необходимо:
- оценивать конкретную работу, а не личность;
- не сравнивать детей между собой, а сравнивать настоящие результаты с их прежними;
- не захваливать;
- поощрять малейшие достижения слабого, но старательного ученика;
- поощрять отдельного ученика в ряду других.
Психологические новообразования и личностное развитие младшего школьника
По мнению Д. Б.Эльконина, результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие, ориентация не только на возрастные нормы, но и на индивидуальные. Основные психические новообразования младшего школьника - рефлексия, анализ, внутренний план действий (планирование), произвольность регуляции, развитие нового познавательного отношения к действительности. В условиях учебной деятельности складываются те психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
В монографии В. В.Давыдова под рефлексией понимается рассмотрение человеком оснований собственного действия (способность самостоятельно установить границы собственных возможностей). Рефлексия формируется, в основном, при выполнении учебных действий контроля и оценки. По тому, что оценивает и контролирует ребенок в своем действии можно судить о том, какая рефлексия (формальная или содержательная) им была реализована и какие основания (внешние и внутренние) им выделялись.
Если ребенок контролирует внешние условия (частные, ситуативные основания и действия) и внешние особенности своей учебной деятельности – это свидетельствует о формальной рефлексии. Если же ребенок контролирует внутренние и существенные особенности, то это говорит о содержательной рефлексии. Под анализом понимают умение соотносить свойства различных явлений и предметов и обнаруживать закономерные отношения между ними. Выделяют два уровня сформированности анализа:
- эмпирический, он связан с разложением целого на части;
- теоретический, с его помощью ребенок открывает внутренние сходства внешне различных явлений и обнаруживает закономерные отношения между ними. Так же, к теоретическому уровню относится планирование (внутренний план действий) – умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата. Чем больше своих действий может предусмотреть ребенок, и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать решение задачи.
Выделяются 2 уровня развития внутреннего плана действий:
- на первом уровне ребенок планирует свое действие лишь по частям, отдельным звеньям;
- на втором уровне планирует свое действие в целом, сопоставляя разные варианты и выбирая приемлемые пути достижения цели.
Произвольность – способность подчинять собственное поведение сознательно поставленной цели, а также способность самостоятельно ставить осознанные цели и достигать их при помощи последовательности действий, т. е. постоянное следование такому ориентиру, как «нужно», а не «хочу», способствует развитию произвольности, как особого качества психических процессов.
Развитие познавательного отношения к действительности связано с переходом к систематическому обучению и создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
В младшем школьном возрасте ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания мук совести. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее для младшего школьника неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений вполне характерны.
В зависимости от организации и содержания ведущей учебной деятельности уровень самих новообразований младшего школьника может существенно различаться.
Особенности развития познавательных процессов
В процессе школьного обучения у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Младший школьный возраст – сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
Согласно положениию Л. С.Выготского «системообразующей» функцией на этом этапе является мышление. Происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому, переход от познания внешней стороны предметов к их сущности. После 2 класса школьник переходит к анализу на уровне понятий, освобождаясь от представлений. Переход к систематическому обучению изменяет ориентировку в окружающей действительности, создает возможность усвоения научной картины мира.
В процессе обучения изменяются также внимание, восприятие, память.
На начальном этапе обучения предъявляются серьезные требования к произвольности этих психических функций. Например, первоклассник должен направлять и удерживать внимание, по указанию учителя на таких предметах, которые могут быть не привлекательны для него. Постепенно происходит развитие внимания. связанное с его самоорганизацией и умением управлять им.
Восприятие становится деятельностью наблюдения под руководством учителя, который ставит задачу, обращает внимание на главные и второстепенные признаки предметов – восприятие постепенно становится управляемым, преднамеренным, целенаправленным процессом.
Развиваются все виды памяти. Большую роль играет непроизвольное запоминание. Возрастает осмысленность запоминания. На протяжении Младшего школьного возраста память развивается по двум направлениям – словесно-логическая и умение управлять (произвольность). Велика роль учителя в овладении ребенком мнемических приемов (приемов, облегчающих запоминание):
- преднамеренное заучивание;
- выделение смысловых частей целого текста;
- выделение ключевых, опорных слов;
- составление плана;
- повторное чтение.
На основе теоретического мышления формируется новый тип подлинно произвольной памяти, обеспечивающей осмысленное усвоение сложного учебного материала.
Переход к систематическому обучению в школе изменяет ориентировку ребенка в окружающей действительности, создает возможности усвоения научной картины мира. Развитие личности ребенка зависит непосредственно от результативности учебной деятельности, в рамках которой складываются основные новообразования.
Общение со сверстниками и взрослыми
Взаимоотношения младших школьников опосредуются успешностью в обучении. Высокий статус в группе обычно имеют хорошо успевающие дети. Однако не знания и не только успеваемость являются значимыми сами по себе, они преломляются через отношение учителя к ребенку, поскольку отношение учителя легко транслируется ученикам. Это особенно характерно для 1 – 2 классов. На третьем – четвертом году обучения личность учителя становится менее значимой, контакты с товарищами более тесными, дети уже более независимы в установлении межличностных отношений, все большую роль начинает играть оценка его нравственных качеств, наличие общих интересов.
Общение со сверстниками осуществляется в этом возрасте по принципу половой гомогенизации. Мальчики и девочки образуют однородные (гомогенные) по полу группы, отношения между которыми часто описываются как «половая сегрегация». Дети разбиваются на два противоположных лагеря со своими правилами и ритуалами поведения: измена «своему» лагерю презирается и осуждается, а отношение к другому лагерю принимает форму противостояния.
Игры мальчиков подчеркнуто маскулинны: война, спорт, приключения, «мужские» кружки по интересам. Девочки в своем кругу обсуждают литературных и реальных принцев и «рыцарей», заводят первые тетрадки, в которые записывают лирические песни, стихи и фольклорные премудрости, часто кажущиеся взрослым примитивными и пошловатыми, вникают в «женские» дела. (обмениваются выкройками, кулинарными рецептами и т. д.).
Младший школьный возраст – это время полоролевого развития через самоопределение в системе полоролевых стандартов и отношений. Это развитие включает в себя возникновение интереса к противоположному полу, проявляющееся в своеобразном ухаживании. Мальчику надо, не вызывая осуждения сверстников показать девочке, что он выделил ее среди других, и обратить ее внимание на себя, например, дернуть за косу. Девочка, же не вызывая осуждения сверстниц, должна отреагировать на это. Эти внутренне противоречивые задачи решаются через систему внешне агрессивных (мальчики) действий. От хулиганства эти действия отличаются тем, что всегда происходят публично, совершаются в понятном для самих детей условно-символическом контексте и не несут в себе злости или желания обидеть даже тогда, когда он выглядят весьма задиристыми. В жалобах девочек обычно присутствует оттенок оповещения других о проявленном внимании. Отсутствие его может вызвать у девочек чувство «обойденности», своей непривлекательности.
Особенности поведения в период половой гомогенизации нередко вызывают у взрослых тревогу и стремление призвать детей к «порядку». Однако, если воспитатели все же добиваются «успеха», то это не способствует развернутому прохождению закономерного этапа развития. Наверстывание его в последующем выражается в «застревании» на инфантильно-агрессивных способах ухаживания тогда, когда оно должно переходить к более зрелым формам.
В младшем школьном возрасте происходит переход от игры к основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Как отмечают многие исследователи, будучи переходным, этот возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка.
Список использованных источников
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. 1996.
Дубровина И. В. и др. Психология. М. 1999.
Маркова А. К. Орлов А. Б. Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. 1983.