Япония
Полубезумная мамаша, ни на шаг не отходящая от ребенка — один из самых узнаваемых типажей в Японии. Пресса окрестила их родителями-монстрами, а киношники даже запустили одноименный сериал. По версии такой мамочки, главное в жизни — занять достойное место, а прежде поступить в престижный университет и в школе учиться на отлично. Еще лучше — начать с детского сада. Один владелец ресторана заплатил взятку в 95 тысяч долларов, чтобы его ребенка зачислили в открытые при участии университета Аояма элитные ясли. Конкурс туда составляет 50 человек на место, а наидостойнейшие из трех - и четырехлетних младенцев отбираются с помощью сурового экзамена.
Механизм воздействия родителей-монстров на школьную жизнь — бесконечные жалобы. "Удосужьтесь, пожалуйста, ежедневно проверять прогноз погоды, и сообщайте мне заранее, нужно ли ребенку брать зонтик". "По фэн-шую для повышения успеваемости моего ребенка следует пересадить за другую парту". Триумфом метода стал школьный спектакль "Белоснежка и семь гномов". где весь актерский состав из двадцати пяти человек играл Белоснежек.
Китай
В китайской модели воспитания шишки обрушиваются на самих детей. Политика "одна семья — один ребенок" заставляет относиться к отпрыску с особым вниманием, а самого ребенка обязует вырасти никак не меньше, чем доктором наук или великим музыкантом. Эми Чуа, йельский профессор и мама двух дочерей, написала книгу "Боевой гимн матери-тигрицы". где был обнародован список запретов. Ее дочерям нельзя было жаловаться, что их не выбрали на роль в школьном спектакле, смотреть телевизор, самостоятельно выбирать дополнительные занятия, получать баллы ниже высшего, не быть лучшими ученицами в классе по всем предметам, кроме физкультуры и драмкружка.
Большинство китайцев считают, что оценки ребенка отражают качество воспитания. Если это не сплошь отличные показатели, значит, родители не выполняют свою работу. Тут же Эми приводит для сравнения ответы западных родителей: почти 70% из них говорят, что оценки — не самое важное.
Родители-партнеры
США
Неформальное вовлечение родителей в жизнь школы стало отдельным педагогическим жанром. В 2011 году исследовательский центр The National Center For Education опубликовал результаты опросов: в чемпионатах по настольным играм, выставках ученических работ, открытых лекциях об истории родного города участвует около 3/4 американских родителей.
В нескольких штатах открыты родительские университеты: Во Флориде латиноамериканские родители слушают лекции о том, как функционирует образовательная система, чему учатся их дети и как им можно помочь, Миссурийский вариант — набор 25-минутных миникурсов про то, как вместе выполнять домашние задания, сделать школьников умнее и выносливее.
Англия
В 1980-ых годах семьи получили право влиять на местную образовательную политику с помощью школьных советов, куда, помимо родителей, входят представители местной власти, учителя и другие сотрудники школы. Советы не только обсуждают, куда дальше двигаться школе, но и контролируют школьный бюджет, могут регулярно проводить инспекции и запрашивать отчеты.
Дания
Датские мамы и папы получили полный контроль: именно они решают, нужно ходить ребенку в школу или нет, сами выбирают список предметов и экзаменов, могут настоять на повторном обучении ребенка в каком-нибудь классе. С 1990 года они могут влиять и на школьную политику —утверждать учебную программу, бюджет и учебники. Все школьные советы входят в ассоциацию общегосударственного масштаба — Skole og Samfund .
Германия
Аналитическая компания SEDL, обработав полсотни исследований взаимодействия школы и семьи, выяснила: дети, чьи родители активно участвуют в школьной жизни, лучше учатся, легче сдают экзамены и вообще веселей живут.