Перейти к содержимому

Типологическое (возрастное) развитие школьника

Типологическое (возрастное) развитие школьникаСправочник состоит из пяти разделов. Первые три раздела посвящены достаточно полной психологической характеристике основного объекта педагогической деятельности учителя школь­ника, его развития в ученические годы. В первом разделе рас­сматрив.

I. ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ (ВОЗРАСТНОЕ) РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА.

I.1.Общие закономерности типологического раз­вития человека. Возраст. Движущие силы развития. Социальная ситуация развития. Кризисы возрастного развития. 6

1.2. Периодизация возрастного развития школь­ника. Психическое развитие ребенка в онтогенезе. Социальное развитие личности в онтогенезе. 9

1.3. Шестилетние дети. Развитие самооценки в 6-летнем возра­сте. Осознание себя шестилетними детьми. Развитие мотивационной сфе­ры. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Личностная и со­циально-психологическая готовность к школе. Волевая готовность к шко­ле. Уровни саморегуляции шестилеток. Фазы кризиса 6—7-летнего воз­раста. 17

1.4. Младшие школьники. Самооценка младших школьников с разной успеваемостью. Мотивация младших школьников с разной ус­певаемостью. Психологические условия начального обучения. Организация учебной работы младших школьников. Формирование умения планиро­вать; у младших школьников. Межличностные отношения в начальных классах при разной организации учебной деятельности. Половая диффе­ренциация младших школьников в совместной деятельности. 22 ^

1.5. Подростки. Психологические особенности подростка. Совре­менный подросток. Стадии подросткового возраста. Чувство взрослости подростка. Ценностные ориентации подростков. Оценка труда, вложенно­го в учение. Подростковый кризис. Школьная дезадаптация в подрост­ковом возрасте. Формы негативного отношения подростков к взрослым. Преодоление конфликтов между подростками. Подростки, склонные к побегам из дома. 28

1.6. Старшеклассники. Ранняя юность. Переходный пе­риод от подросткового к раннему юношескому возрасту. Психологиче­ские особенности раннего юношеского возраста. Доверительность отноше­ний в ранней юности. Дружба со сверстниками. Любовь в раннем юно­шеском возрасте. Подготовка молодежи к семейной жизни. 34

II. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА

11.1. Психическое развитие. Формы существования психи­ки. Развитие психики. Общий генетический закон развития. Мотивация и факторы индивидуального развития. Сензитивные периоды развития .41

11.2. Тем пера мент и характер. Темперамент. Темперамент и характер. Характер. 44

11.3. Познавательные процессы. Общая характеристика познавательных процессов. Характер познавательных процессов как ин­дивидуальное свойство. Факторы развития познавательных процессов. Внимание как главное условие осуществления познавательного процесса. Внимание и контроль. Формирование внимания. Внимание и успеваемость 47

11.4. Ощущения и восприятие. Ощущения, Пороги ощуще­ний. Гигиена органов чувств в школьных условиях. Восприятие. Восприя­тие и мышление. Узнавание и его виды. Наблюдение. Развитие восприятия. 53

11.5. Память. Запоминание. Опоры при запоминании. Запоминание и повторение. Запоминание и понимание. Запоминание механическое. Заучивание. Способы заучивания. Способы произвольного запоминания. Припоминание слов. Воспоминание. Представление. Воспроизведение и мыслительная деятельность. Реминисценция. Формы непроизвольной па­мяти младших школьников. Особенности произвольной памяти младших

285

Школьников. Роль мнемических способностей в усвоении знаний. Целена­правленное развитие памяти в обучении. . .. 61

I [.в. Мышление и умственное развитие. Мышление. Рассудочно-эмпирическое мышление. Интуитивное и аналитическое мыш­ление. Продуктивное и репродуктивное мышление. Мышление и действие. Обобщение теоретическое. Обобщение эмпирическое. Обобщение содержа­тельное. Феномены Пиаже. Пространственное мышление. Образное мыш­ление, Моделирование как форма продуктивного мышления. Мышление. и решение задач, Дифференциация и интеграция в умственном развитии. • Показатели умственного развития. Периодизация умственного развития. f? ребенка. Этапы развития внутреннего плана действий. Возрастные уровни ':

познавательной активности. Мысль и речь. Интеллектуальная активность и ее уровни. Соперничество и интеллектуальная активность. Творчество""* и нравственность. 68

11.7. Воображение. Образы воображения. Действие и формиро­вание образов. Ориентация в пространстве. Воображение ребенка в ри­сунке. Мечта. 86

11.8. Язык м речь. Понимание. Язык человека. Речь. Внеш­няя и внутренняя речь. Механизм речи. Порождение речевого вы­сказывания. Ситуативная и контекстная речь. Речь письменная. Значение и смысл слова. Категориальное значение слова. Функции слова. Речь и ориентировочная деятельность. Чтение и его интенсификация. Понимание. Ступени понимания. Привычные знаки и понимание. Понимание речевого сообщения. Условия успешности понимания текста. Проблемные тексто­вые ситуации. 91

11.9. С п о собн о с т и. Развитие способностей. Потенциальные и ак­туальные способности. Способности и задатки. Способности и уверенность в себе. Обучаемость. Пригодность к деятельности. Общие и специальные способности. Особенности учащихся, способных к математике. Школьни­ки с задержкой психического развития. 102

II. 10. Эмоции и чувства. Эмоциональный процесс. Виды эмо­ций. Фундаментальные эмоции и их комплексы. Стресс. Потребность в емоциональном насыщении. Влияние эмоций на познавательные процес­сы. Эмоции и мотивы. Эмоциональное воспитание. Чувства. Счастье. Са­моуважение. Любовь. Чувство комического. Юмор. Ирония. Насмешка. Чувство трагического. Смятение. Раскаяние. Страх. Стыд. Обида. 107

II.11. Воля. Сущность воли. Волевые процессы. Волевое поведение 120

III, ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

111.1. Л ичн ост ь. Понимание личности в психологии. Развитие личности. ^. 123

111.2. Структура личности. Структуры индивидуальности и личности. Система черт личности. Типологический подход к определению структуры личности. Типы акцентуаций характера у подростков. Инстан­ции личности. 126

111.3. Хар а к те р и с т и к и личности. Жизненный план. Направ­ленность личности. Персонализация и отраженная субъектность. Самоак­туализация. Атрибуция успеха и неудачи. Внутренние преграды. Дезадап-тация. Компенсация недостатка. Психологическая защита. Психологиче­ская защита и невроз. Внутренний конфликт и защитные механизмы у детей. Аффект неадекватности. Запоминание детьми успехов и неудач. Психологическая устойчивость. 135

111.4. Сознание и самосознание. Сознание. Осознание. Поле сознания. Сознание, подсознание и сверхсознание. Становление морально­го осознания. Идеал. Самосознание. Компоненты самосознания. “Я-кои-цепция”. Самооценка. Особенности самооценки школьника. О возможно­стях изменения самооценки ребенка .. ... . 147

111.5. Нравственное развитие. Нравственная саморегуляция. Преодоление разрыва между моральными знаниями и поведением. Эмпа-тия и нравственное развитие детей. Отношение к труду и нравственное развитие детей. 157

286

111.6. Л и ч нос т ь и коллектив. Группы и их виды. Общие ка­чества группы. Развитие группы. Коллектив. Коллективистическое само­определение. О размере группы. Лидеры в классном коллективе. Коллек­тивная учебная работа •••. 161

111.7. Pa зн о сторон нее и гармоническое развитие личности. Разностороннее развитие. Гармоническая личность. Дис­гармоничная личность. Внутренний конфликт. Смысловой барьер. 166

IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ

1V.1. Деятел ьн ост ь. Состав деятельности. Ведущая деятель­ность. Учебная деятельность как ведущая. Действие. Сдвиг мотива на цель и изменение деятельности. Операции. Интериоризация. Индивидуаль­ный стиль деятельности. Управление формированием деятельности. Ори­ентировочная основа деятельности. Поэтапное формирование умственных действий и типы учения. 171

IV.2. Дея тельность и поведение. Факторы, влияющие на социальное поведение человека. Виды. деятельности и поведения. Поведе­ние детей в трудных ситуациях. “Выученная беспомощность”. 188

1V.3. Потребности. Определения. Классификации потребностей. Трансформация потребности. Уровни и формы познавательной потреб­ности. 183

IV.4. Мотивация. Мотив как предмет деятельности. Ценностные ориентации. Мотив и поведение. Механизмы формирования мотивации. Побуждение. Полимотивированность. Аффективно-детерминированная внут­ренняя мотивация. Интерес. Интерес-возбуждение как мотив; Мотив и смысл. Мотивационный конфликт. 186

IV.5. Мотивация учения. Структура учебных мотивов. Клас­сификация мотивов учения. Развитие внутренней мотивации учения. Мо­тивация достижения. 192

IV.6. Общение. Взаимоотношения и общение. Общение и дея­тельность. Общественные и межличностные отношения. Социальная роль. Межличностные отношения и тревожность. Интимно-личностное общение. Удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном контакте. Гуман­ные отношения детей. Эмпатический способ общения. Стереотипы в по­знании человека человеком. Способность проникать во внутренний мир другого человека. Понимание учащимися своих сверстников .. 195

V. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ V. I. Ц ел и и задачи воспитания. Сущность воспитания. Цели воспитания и образования. Воспитание и обучение. Технология воспитания. Изучение и воспитание ребенка. 201

V.2. Учение школьника. Определение. Учение как процесс. На­учение. Компоненты учебной деятельности. Учебные действия. Предмет учебной деятельности. Предметная структура учебной деятельности. Со­держание учебной деятельности. Этапы формирования умственных дейст­вий. Характеристики действия. Формы действия. Обобщение действия. Свертывание умственных действий. Умения и навыки. Приемы учебной работы. Перенос приемов учебной деятельности. Перенос знаний. Подра­жание. Самоконтроль. Самоорганизация учебной деятельности. 204

V.3. Обуче ние. Определение. Учение и обучение в широком смыс­ле. Три типа задач обучения. Обучение как творческий процесс. Два главных пути обучения. Структура учебного процесса. Принципы обуче­ния по Л. В. Занкову. Обучение традиционное. Житейский опыт и науч­ные знания в обучении. Эмпирическое и теоретическое знание. Фазы обучения учащихся понятиям. Роль усвоения структуры учебного пред­мета в обучении. Логико-психологические основы определения содержа­ния учебных предметов. Варианты организации усвоения. Обучение и развитие. Зоны обучения. Развитие личности в процессе обучения. Кон­цепция управления учебным процессом. Самоуправление в обучении. Обучаемость и мотивация. 215

V.4. Методы и приемы обучения. Осознание целей учения.

287

Схема проведения урока. Способ введения нового научного понятия. Использование образцов в обучении. Необходимо ли повторение? За­учивание. Виды учебных действий в начальной школе. Материализован­ные формы действий в обучении. Коррекция нарушений структуры мыс­лительной деятельности. Развитие речи. Научение и подкрепление. Приемы обучения по К. Роджерсу. Развивающе-ролевая форма организации учебного процесса. Формы общения при организации совместного дейст­вия. Деловая игра. Игра и обучение. 230

V.5. Наглядность в обучении. Сущность наглядности. На­глядность в обучении. Виды учебной наглядности. Функции наглядного материала. Что осознается в наглядном материале. 241

V.6. Проблемное обучение. Проблемные ситуации. Отноше­ние ученика к проблемной ситуации. Правила создания проблемных си­туаций. Проблемная ситуация и задача. Проблемные ситуации в обучении 244

V.7. Обучение решению задач. Учебная задача. Умение ставить учебную задачу. Психологическая сущность процесса решения задач. Эвристики, Два вида обобщения решения задач. Психологические барьеры прошлого опыта. Прием отстранения для преодоления психоло­гического барьера. Формирование культуры решения задач. 247

V.8.Программированное обучение . Определения и осо­бенности программированного обучения. Алгоритмизация обучения. Об­ратная связь в обучении. 252

V.9. Контроль и оценка в обучении. Организация конт­роля за процессом усвоения. Опрос как форма учета успешности. Функ­ции оценки. Содержательная оценка. Парциальные оценки. Групповые и индивидуальные нормы оценки. Надо ли сравнивать детей между собой? Вредны ли отметки в начальном обучении? Метод взаимного рецензиро­вания. Метод групповых оценок. Оценочная деятельность школьника в роли учителя. Виды самооценки. Взаимосвязь оценки учителя и само­оценки школьника. Ожидания учителя и их следствия. Проявления ожи­даний учителя в оценке отстающих школьников. Самооценка школьника и оценка его родителями. 255

V.10. Уч ител ь. Передовой и новаторский опыт учителя. Индиви­дуальный стиль деятельности учителя. Виды стилей деятельности учителя. Уровни результативности деятельности учителя. Личностная центрация учителя. Создание атмосферы психологической поддержки в классе. Виды словесных воздействий учителя на учащихся. 268