Справочник состоит из пяти разделов. Первые три раздела посвящены достаточно полной психологической характеристике основного объекта педагогической деятельности учителя школьника, его развития в ученические годы. В первом разделе рассматрив.
I. ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ (ВОЗРАСТНОЕ) РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА.
I.1.Общие закономерности типологического развития человека. Возраст. Движущие силы развития. Социальная ситуация развития. Кризисы возрастного развития. 6
1.2. Периодизация возрастного развития школьника. Психическое развитие ребенка в онтогенезе. Социальное развитие личности в онтогенезе. 9
1.3. Шестилетние дети. Развитие самооценки в 6-летнем возрасте. Осознание себя шестилетними детьми. Развитие мотивационной сферы. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Личностная и социально-психологическая готовность к школе. Волевая готовность к школе. Уровни саморегуляции шестилеток. Фазы кризиса 6—7-летнего возраста. 17
1.4. Младшие школьники. Самооценка младших школьников с разной успеваемостью. Мотивация младших школьников с разной успеваемостью. Психологические условия начального обучения. Организация учебной работы младших школьников. Формирование умения планировать; у младших школьников. Межличностные отношения в начальных классах при разной организации учебной деятельности. Половая дифференциация младших школьников в совместной деятельности. 22 ^
1.5. Подростки. Психологические особенности подростка. Современный подросток. Стадии подросткового возраста. Чувство взрослости подростка. Ценностные ориентации подростков. Оценка труда, вложенного в учение. Подростковый кризис. Школьная дезадаптация в подростковом возрасте. Формы негативного отношения подростков к взрослым. Преодоление конфликтов между подростками. Подростки, склонные к побегам из дома. 28
1.6. Старшеклассники. Ранняя юность. Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту. Психологические особенности раннего юношеского возраста. Доверительность отношений в ранней юности. Дружба со сверстниками. Любовь в раннем юношеском возрасте. Подготовка молодежи к семейной жизни. 34
II. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА
11.1. Психическое развитие. Формы существования психики. Развитие психики. Общий генетический закон развития. Мотивация и факторы индивидуального развития. Сензитивные периоды развития .41
11.2. Тем пера мент и характер. Темперамент. Темперамент и характер. Характер. 44
11.3. Познавательные процессы. Общая характеристика познавательных процессов. Характер познавательных процессов как индивидуальное свойство. Факторы развития познавательных процессов. Внимание как главное условие осуществления познавательного процесса. Внимание и контроль. Формирование внимания. Внимание и успеваемость 47
11.4. Ощущения и восприятие. Ощущения, Пороги ощущений. Гигиена органов чувств в школьных условиях. Восприятие. Восприятие и мышление. Узнавание и его виды. Наблюдение. Развитие восприятия. 53
11.5. Память. Запоминание. Опоры при запоминании. Запоминание и повторение. Запоминание и понимание. Запоминание механическое. Заучивание. Способы заучивания. Способы произвольного запоминания. Припоминание слов. Воспоминание. Представление. Воспроизведение и мыслительная деятельность. Реминисценция. Формы непроизвольной памяти младших школьников. Особенности произвольной памяти младших
285
Школьников. Роль мнемических способностей в усвоении знаний. Целенаправленное развитие памяти в обучении. . .. 61
I [.в. Мышление и умственное развитие. Мышление. Рассудочно-эмпирическое мышление. Интуитивное и аналитическое мышление. Продуктивное и репродуктивное мышление. Мышление и действие. Обобщение теоретическое. Обобщение эмпирическое. Обобщение содержательное. Феномены Пиаже. Пространственное мышление. Образное мышление, Моделирование как форма продуктивного мышления. Мышление. и решение задач, Дифференциация и интеграция в умственном развитии. • Показатели умственного развития. Периодизация умственного развития. f? ребенка. Этапы развития внутреннего плана действий. Возрастные уровни ':
познавательной активности. Мысль и речь. Интеллектуальная активность и ее уровни. Соперничество и интеллектуальная активность. Творчество""* и нравственность. 68
11.7. Воображение. Образы воображения. Действие и формирование образов. Ориентация в пространстве. Воображение ребенка в рисунке. Мечта. 86
11.8. Язык м речь. Понимание. Язык человека. Речь. Внешняя и внутренняя речь. Механизм речи. Порождение речевого высказывания. Ситуативная и контекстная речь. Речь письменная. Значение и смысл слова. Категориальное значение слова. Функции слова. Речь и ориентировочная деятельность. Чтение и его интенсификация. Понимание. Ступени понимания. Привычные знаки и понимание. Понимание речевого сообщения. Условия успешности понимания текста. Проблемные текстовые ситуации. 91
11.9. С п о собн о с т и. Развитие способностей. Потенциальные и актуальные способности. Способности и задатки. Способности и уверенность в себе. Обучаемость. Пригодность к деятельности. Общие и специальные способности. Особенности учащихся, способных к математике. Школьники с задержкой психического развития. 102
II. 10. Эмоции и чувства. Эмоциональный процесс. Виды эмоций. Фундаментальные эмоции и их комплексы. Стресс. Потребность в емоциональном насыщении. Влияние эмоций на познавательные процессы. Эмоции и мотивы. Эмоциональное воспитание. Чувства. Счастье. Самоуважение. Любовь. Чувство комического. Юмор. Ирония. Насмешка. Чувство трагического. Смятение. Раскаяние. Страх. Стыд. Обида. 107
II.11. Воля. Сущность воли. Волевые процессы. Волевое поведение 120
III, ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
111.1. Л ичн ост ь. Понимание личности в психологии. Развитие личности. ^. 123
111.2. Структура личности. Структуры индивидуальности и личности. Система черт личности. Типологический подход к определению структуры личности. Типы акцентуаций характера у подростков. Инстанции личности. 126
111.3. Хар а к те р и с т и к и личности. Жизненный план. Направленность личности. Персонализация и отраженная субъектность. Самоактуализация. Атрибуция успеха и неудачи. Внутренние преграды. Дезадап-тация. Компенсация недостатка. Психологическая защита. Психологическая защита и невроз. Внутренний конфликт и защитные механизмы у детей. Аффект неадекватности. Запоминание детьми успехов и неудач. Психологическая устойчивость. 135
111.4. Сознание и самосознание. Сознание. Осознание. Поле сознания. Сознание, подсознание и сверхсознание. Становление морального осознания. Идеал. Самосознание. Компоненты самосознания. “Я-кои-цепция”. Самооценка. Особенности самооценки школьника. О возможностях изменения самооценки ребенка .. ... . 147
111.5. Нравственное развитие. Нравственная саморегуляция. Преодоление разрыва между моральными знаниями и поведением. Эмпа-тия и нравственное развитие детей. Отношение к труду и нравственное развитие детей. 157
286
111.6. Л и ч нос т ь и коллектив. Группы и их виды. Общие качества группы. Развитие группы. Коллектив. Коллективистическое самоопределение. О размере группы. Лидеры в классном коллективе. Коллективная учебная работа •••. 161
111.7. Pa зн о сторон нее и гармоническое развитие личности. Разностороннее развитие. Гармоническая личность. Дисгармоничная личность. Внутренний конфликт. Смысловой барьер. 166
IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ
1V.1. Деятел ьн ост ь. Состав деятельности. Ведущая деятельность. Учебная деятельность как ведущая. Действие. Сдвиг мотива на цель и изменение деятельности. Операции. Интериоризация. Индивидуальный стиль деятельности. Управление формированием деятельности. Ориентировочная основа деятельности. Поэтапное формирование умственных действий и типы учения. 171
IV.2. Дея тельность и поведение. Факторы, влияющие на социальное поведение человека. Виды. деятельности и поведения. Поведение детей в трудных ситуациях. “Выученная беспомощность”. 188
1V.3. Потребности. Определения. Классификации потребностей. Трансформация потребности. Уровни и формы познавательной потребности. 183
IV.4. Мотивация. Мотив как предмет деятельности. Ценностные ориентации. Мотив и поведение. Механизмы формирования мотивации. Побуждение. Полимотивированность. Аффективно-детерминированная внутренняя мотивация. Интерес. Интерес-возбуждение как мотив; Мотив и смысл. Мотивационный конфликт. 186
IV.5. Мотивация учения. Структура учебных мотивов. Классификация мотивов учения. Развитие внутренней мотивации учения. Мотивация достижения. 192
IV.6. Общение. Взаимоотношения и общение. Общение и деятельность. Общественные и межличностные отношения. Социальная роль. Межличностные отношения и тревожность. Интимно-личностное общение. Удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном контакте. Гуманные отношения детей. Эмпатический способ общения. Стереотипы в познании человека человеком. Способность проникать во внутренний мир другого человека. Понимание учащимися своих сверстников .. 195
V. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ V. I. Ц ел и и задачи воспитания. Сущность воспитания. Цели воспитания и образования. Воспитание и обучение. Технология воспитания. Изучение и воспитание ребенка. 201
V.2. Учение школьника. Определение. Учение как процесс. Научение. Компоненты учебной деятельности. Учебные действия. Предмет учебной деятельности. Предметная структура учебной деятельности. Содержание учебной деятельности. Этапы формирования умственных действий. Характеристики действия. Формы действия. Обобщение действия. Свертывание умственных действий. Умения и навыки. Приемы учебной работы. Перенос приемов учебной деятельности. Перенос знаний. Подражание. Самоконтроль. Самоорганизация учебной деятельности. 204
V.3. Обуче ние. Определение. Учение и обучение в широком смысле. Три типа задач обучения. Обучение как творческий процесс. Два главных пути обучения. Структура учебного процесса. Принципы обучения по Л. В. Занкову. Обучение традиционное. Житейский опыт и научные знания в обучении. Эмпирическое и теоретическое знание. Фазы обучения учащихся понятиям. Роль усвоения структуры учебного предмета в обучении. Логико-психологические основы определения содержания учебных предметов. Варианты организации усвоения. Обучение и развитие. Зоны обучения. Развитие личности в процессе обучения. Концепция управления учебным процессом. Самоуправление в обучении. Обучаемость и мотивация. 215
V.4. Методы и приемы обучения. Осознание целей учения.
287
Схема проведения урока. Способ введения нового научного понятия. Использование образцов в обучении. Необходимо ли повторение? Заучивание. Виды учебных действий в начальной школе. Материализованные формы действий в обучении. Коррекция нарушений структуры мыслительной деятельности. Развитие речи. Научение и подкрепление. Приемы обучения по К. Роджерсу. Развивающе-ролевая форма организации учебного процесса. Формы общения при организации совместного действия. Деловая игра. Игра и обучение. 230
V.5. Наглядность в обучении. Сущность наглядности. Наглядность в обучении. Виды учебной наглядности. Функции наглядного материала. Что осознается в наглядном материале. 241
V.6. Проблемное обучение. Проблемные ситуации. Отношение ученика к проблемной ситуации. Правила создания проблемных ситуаций. Проблемная ситуация и задача. Проблемные ситуации в обучении 244
V.7. Обучение решению задач. Учебная задача. Умение ставить учебную задачу. Психологическая сущность процесса решения задач. Эвристики, Два вида обобщения решения задач. Психологические барьеры прошлого опыта. Прием отстранения для преодоления психологического барьера. Формирование культуры решения задач. 247
V.8.Программированное обучение . Определения и особенности программированного обучения. Алгоритмизация обучения. Обратная связь в обучении. 252
V.9. Контроль и оценка в обучении. Организация контроля за процессом усвоения. Опрос как форма учета успешности. Функции оценки. Содержательная оценка. Парциальные оценки. Групповые и индивидуальные нормы оценки. Надо ли сравнивать детей между собой? Вредны ли отметки в начальном обучении? Метод взаимного рецензирования. Метод групповых оценок. Оценочная деятельность школьника в роли учителя. Виды самооценки. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника. Ожидания учителя и их следствия. Проявления ожиданий учителя в оценке отстающих школьников. Самооценка школьника и оценка его родителями. 255
V.10. Уч ител ь. Передовой и новаторский опыт учителя. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Виды стилей деятельности учителя. Уровни результативности деятельности учителя. Личностная центрация учителя. Создание атмосферы психологической поддержки в классе. Виды словесных воздействий учителя на учащихся. 268