Перейти к содержимому

Учебная деятельность и умственное развитие старшего школьника

Учебная деятельность и умственное развитие старшего школьникаУчебная деятельность старших школьников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения и вводятся новые учебные разделы. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их активности и самостоятельности. Для того чтобы достаточно глубоко усваивать программу, необходимо развитие теоретического мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых условиях.

Надо сказать, что подростки во многом еще остаются на том уровне учебной деятельности, который можно обозначить как «мнемически-репродуктивный». Несмотря на общее повышение требований к самостоятельности их мышления, многие подростки во время уроков слушают учителя иногда весьма пассивно, рассчитывая на то, что учитель им все объяснит. Своей основной задачей учащиеся считают понимание и запоминание того, о чем говорится в учебнике и что им объясняет учитель, чтобы потом ответить на уроке — воспроизвести написанное в учебнике и рассказанное учителем, иногда — с некоторыми практическими действиями (демонстрация опытов или решение задач).

Слова, сказанные по этому поводу известным советским педагогом В. А. Сухомлинским более 15 лет назад, сохраняют свое значение и до сих пор. В. А. Сухомлинский отмечал, что трудности учения в старших классах связаны со сложившейся ранее установкой на запоминание, заучивание обобщений, не основанных на самостоятельном анализе фактов. Причина трудностей, которые испытывают некоторые ученики-старшеклассники, заключается, по мнению педагога, в неумении пользоваться обобщающими понятиями в целях познания окружающей действительности, а неумение это рождается потому, что обобщающие понятия, выводы, умозаключения не формируются путем исследования явлений и фактов, а заучиваются.

А вот что говорят сами ученики: «Существует большой разрыв в содержании и способах работы до VIII класса, когда можно учиться не уча, и в IX—X классах, когда проблемы возникают на каждом шагу» (X класс). Старшие ребята сами отмечают, что многие из них плохо подготовлены к обучению в IX—X классах. У них нет умения самостоятельно работать с учебным материалом, они не умеют обрабатывать материалы, поступающие из других, внеучебных источников.

Это противоречие между уровнем учебной деятельности, который сложился и закрепился у некоторых учащихся за время обучения в средних классах школы, и требованиями, которые предъявляет учебная деятельность в старших классах, и является движущей силой умственного развития старших школьников. Противоречие это разрешается по мере перехода учащихся на новый, более высокий уровень учебной деятельности, связанный с развитием теоретического мышления, навыков самообучения.

Отношение старших школьников к учению тоже изменяется. Ученики взрослеют, обогащается их опыт; они понимают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учению, которое приобретает непосредственный жизненный смысл. Старшеклассники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания, или, как говорят, самообучаться. Потребность в знаниях — одна из самых характерных черт современного старшеклассника.

В числе некоторых других особенностей отношения к учению старших школьников следует отметить избирательное отношение к учебным предметам. Значительно реже встречается общее, одинаково равное положительное отношение ко всем учебным предметам. Подобное явление наблюдается, как мы отмечали, и у подростков. Но есть одно существенное различие. Избирательное отношение к учебным предметам подростков почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания. У старших школьников существует и другая важная причина избирательного отношения к учебным предметам — наличие у многих юношей и девушек сложившихся интересов, связанных с их профессиональной направленностью.

При определении своего отношения к учебному предмету старшие школьники, как показали исследования Н. Д. Левитова, исходят из следующих соображений: 1) мировоззренческое значение предмета (насколько он помогает понять законы развития природы и общества, разобраться в общественных явлениях); 2) общественное значение предмета, его роль в научной, общественной, культурной и хозяйственной жизни страны; 3) познавательное значение предмета (насколько он расширяет кругозор, дает интересные, нужные знания, раскрывает неизвестное); 4) практическое значение предмета для данного ученика (связь с намеченной профессией, возможность овладеть полезными умениями и навыками); 5) легкость усвоения данного предмета, к которому ученик чувствует себя более способным; 6) хорошее преподавание данного предмета. Проведенное нами исследование показало, что из перечисленных мотивов для старших школьников наиболее значимы практический (связь в профессией, возможность получить полезные умения и навыки) и познавательный. Далее шло общественное значение предмета. Мотив хорошего, интересного преподавания был четвертым, значительно уступая по значимости первым трем.

Что касается вопроса об интересе старших школьников к конкретным учебным предметам, то полученные психологами данные очень разноречивы. По-видимому, учащиеся отдают предпочтение математике, физике, литературе и биологии, химии, независимо от местных профессиональных традиций и потребностей. Этот интерес школьников определяется темпами развития указанных наук, широтой их применения в различных отраслях производства, широтой проникновения в другие области науки, значимостью этих наук в жизни страны (из материалов М. А. Меньшиковой).

Исследования показали также, что отношение к учению старших школьников зависит и от того, насколько учитель ориентируется в преподавании на их индивидуальные особенности. Интерес снижается, если учитель ориентируется только на возможности среднего ученика. Несколько снижается интерес к учению у сильных учеников потому, что они не работают с полной самоотдачей, у слабых — потому, что они не справляются с усвоением материала.

Многие учителя отмечали, что у части старшеклассников снизился интерес к учению. Преувеличивать это явление не следует. Многочисленные исследования показывают, что причины его многосторонни. Во-первых, сказывается резко избирательное отношение некоторых старшеклассников к школьным предметам (интересуются одним-двумя профилирующими по отношению к будущей профессии предметами при равнодушии и безразличии к остальным), что не может считаться положительным фактом. Вторая причина — слабая подготовленность школьников к самостоятельной, творческой работе, которая требуется в IX—X классах. Третья причина, о которой только что говорилось,— ориентировка учителя лишь на среднего ученика. Наконец, имеют значение и рассуждения некоторых учеников: в вуз при современном конкурсе шансов попасть нет, а поэтому и не стоит хорошо учиться. Впрочем, исследования показывают, что в последнее время появляется явное повышение интереса к учению. Это связано с тем, что наметились определенные сдвиги в организации учебного процесса: во-первых, учителя успешнее реализуют принцип развития активного и самостоятельного мышления учащихся, что повышает их интерес к учению; во-вторых, обучение начинает больше индивидуализироваться: учителя находят возможности приобщать к активной деятельности сильных учащихся и уделять больше внимания слабым.

Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушки обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в определенной области: старший школьник активно знакомится с нужной литературой, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интересующими его людьми.

Познавательные интересы в старшем школьном возрасте приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер.

Школьников отличает широта и разносторонность интересов: возрастает интерес к технике, естествознанию, общественно-политическим вопросам, философско-этическим проблемам (чести, жизненной цели, счастья, долга, любви, дружбы), спорту. О широте и разносторонности интересов свидетельствует огромное количество самых разнообразных вопросов, которые юноши и девушки задают во время лекций, бесед, встреч с учеными.

«Учительская газета» сообщала об одной из таких встреч. Это был своеобразный вечер вопросов и ответов, который продолжался около четырех часов: старшеклассники расспрашивали ученых о проблемах физики и техники, о квантовых машинах, о кибернетике («Может ли в принципе кибернетическая машина выйти из-под контроля человека и подчинить его себе?»). Здесь были и вопросы по астрономии — о происхождении двойных и тройных звезд, о взаимодействии галактик, о существовании антимиров, о природе гравитации. По физиологии были заданы многочисленные вопросы («Есть ли кристаллическая жизнь?»; «Можно ли вырастить вирусы с заранее заданными свойствами?»; «Почему мы не видим цветных снов, а только черно-белые?»; «Каковы современные представления о передаче мысли на расстояние?»; «Возможен ли переход от гипотермии к анабиозу?»). Современные десятиклассники интересуются проблемами космонавтики, возможностями освоения других планет и исследования их с помощью автоматов типа «луноход», возможностями поиска жизни в пределах других звездных систем, создания искусственного кодового языка для связи с внеземными цивилизациями и т. д.

Такая глубина и разносторонность интересов старших школьников ставит в трудное положение учителей. Не всегда они могут достаточно глубоко и полно ответить на столь сложные вопросы, для этого надо систематически следить за специальной литературой, научными журналами. Исследования показывают, что роль учителя как источника внеучебной (точнее, внепрограммной) иформации снижается от класса к классу и из года в год. Учителям следует это иметь в виду и постоянно повышать свой научный уровень, стараясь не оставлять без ответа ни одного сверхпрограммного вопроса ученика.

О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количество научных и технических кружков всевозможного типа. Старшие школьники активно участвуют в математических, физических, химических, биологических, исторических олимпиадах — районных, городских, областных, республиканских и всесоюзных (в последнее время очень популярными стали и телевизионные олимпиады), вечерах занимательной науки, викторинах. Растет сеть школ с углубленным изучением ряда предметов (математики, физики, химии, иностранного языка), все большим успехом пользуются у старшеклассников научно-популярная литература и кинофильмы.

Наблюдения показывают, что кружковая работа старшеклассников наиболее эффективна тогда, когда она ведется под руководством опытных и знающих преподавателей, на началах творческой самодеятельности, когда школьникам предоставляется широкий простор для творческой активности и инициативы (инициатива создания этих кружков принадлежит самим школьникам, они организуют и планируют работу, даже заседания часто ведутся старостами кружков или членами правления школьных научных обществ). Такая организация кружковой работы наиболее соответствует возрастным особенностям старших школьников.

Кружки, специальные школы и классы, научные секции, факультативные курсы, олимпиады предоставляют оптимальные возможности для развития способностей старших школьников. Этот возраст благоприятен для развития не только художественно-изобразительных, музыкальных способностей, но и математических, литературных, конструктивно-технических. Именно в 15—17 лет может ярко проявляться талантливость в той или иной области, создаются продукты творчества, имеющие объективную ценность (несложные математические изыскания, носящие оригинальный характер, конструирование технических устройств и приборов — многие из них представлены на Выставке достижений народного хозяйства в Москве,— создание ценных в художественном отношении стихотворений и рассказов и т. д.). Учителям следует иметь это в виду и, содействуя всестороннему развитию способностей всех старшеклассников, выявлять тех юношей и девушек, которые обладают высокой степенью развития способностей. Необходимо создавать наиболее благоприятные возможности для дальнейшего развития таких способностей (организовать консультации специалистов, помочь школьнику связаться с работниками соответствующей кафедры вуза или лаборатории научного учреждения, литературного кружка при редакции газеты, помочь старшекласснику устроиться во внешкольный кружок или научное общество и т. д.).

При переходе от подросткового возраста к старшему школьному изменяется и отношение к искусству кино, которое по-прежнему продолжает занимать видное место в жизни школьников. Однако оно постепенно становится не столько средством отдыха, развлечением, времяпрепровождением, сколько средством познания жизни, источником раздумий и размышлений. Наиболее популярными картинами становятся и серьезные, умные произведения. По данным Т. Н. Мальковской, в числе любимых картин старшеклассники называют «Щит и меч», «Твой современник», «Гамлет», «Война и мир». Старшеклассники отмечают, что фильмы привлекают их идеей и содержанием, актерским исполнением, режиссерским мастерством, психологическими характеристиками, и только незначительная часть старшеклассников считает кинофильмы средством развлечения.

Опрос большого количества старшеклассников, проведенный сотрудниками Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР, показал, что юноши и девушки хотят, чтобы литература и кино показывали им «правду жизни», «современную жизнь без прикрас и сглаживания острых вопросов». «Обычно ищешь в кино ответы на вопросы своей жизни. Ищешь, но находишь очень редко» (IX класс); «Больше всего люблю книги и фильмы, которые заставляют думать о жизни, размышлять. Но таких книг и фильмов мало, особенно о молодежи» (IX класс).

Старшие школьники много читают. Художественная литература привлекает старшеклассников как источник духовного развития; многие школьники любят перечитывать понравившиеся произведения. Литература, как и кино, перестает быть средством развлечения, отдыха. Отметим важную особенность, на которую указывает Т. Н. Мальковская: в руководстве чтением старшеклассников удельный вес школы снизился. Основным источником информации о новинках художественной литературы стали газеты и журналы, радио и телевидение, библиотеки, в меньшей степени — родители и друзья и в весьма незначительной степени — учителя. Приходится отметить нежелательное явление — снижение роли учителя в руководстве духовным и умственным развитием старших школьников.

Остановимся на развитии познавательных процессов в старшем школьном возрасте. Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими. В конце старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, мышлением), а также вниманием, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности.

Наблюдение становится еще более целенаправленным и систематичным. Развивается такое качество личности, как наблюдательность. При этом, как правильно указывал Н. Д. Левитов, необходимо следить, чтобы учащиеся не разбрасывались в своих наблюдениях, подчиняли наблюдение поставленной задаче, не спешили с выводами, пока не накопится достаточное количество наблюдаемых фактов.

В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. Хотя преобладает произвольная память, непроизвольное запоминание отнюдь не исчезает из практики старшеклассников. Оно только приобретает специфический характер, более отчетливо связываясь с интересами старших школьников, в частности с их познавательно-профессиональными интересами. При этом ведущая роль в активной познавательной учебной и общественной деятельности сохраняется все-таки за произвольной памятью. Дословное заучивание, основанное на повторении, не является в этом возрасте распространенным.

Учащиеся отчетливо понимают, в каких отдельных случаях оно необходимо (при заучивании некоторых строгих определений, формулировок, законов). Старшие школьники неизмеримо шире, чем подростки, пользуются приемами запоминания — составлением планов и схем текста, конспектов, выделением и подчеркиванием основных мыслей, сравнением, соотношением нового с уже известным. Наряду с этим старшеклассники иногда пренебрежительно относятся к тем приемам смыслового заучивания, которые, по их мнению, свойственны «маленьким», например повторению, чередующемуся с воспроизведением отдельных фрагментов учебного текста. У старших школьников, как правило, создается дифференцированная установка на запоминание (они отмечают, что нужно запомнить дословно, что необходимо передать своими словами, а что достаточно только понять, а запоминать не требуется). Многое из того, что говорилось выше о памяти, с полным основанием можно отнести и к характеристике внимания старших школьников. Дифференцированность интересов определяет избирательность внимания, значительное увеличение роли послепроизвольного внимания. Но в отличие от подросткового возраста, где послепроизвольное внимание возникает лишь эпизодически, в старшем школьном возрасте оно может быть постоянным при наличии устойчивых жизненных интересов.

Наряду с послепроизвольным вниманием в старшем школьном возрасте возрастает значение произвольного внимания, на что указывает И. В. Страхов, который исследовал случаи, когда ученики, непосредственно не интересуясь учебным материалом, сосредоточивают внимание на нем, понимая жизненное значение изучаемых явлений.

Заметно развивается и совершенствуется способность к переключению и распределению внимания. Последнее, в частности, сказывается в формирующемся умении одновременно и слушать объяснения учителя, и вести запись лекции-беседы, следить и за содержанием, и за формой своего ответа. Старшие школьники гораздо больше, чем подростки, способны противостоять отвлекающим раздражителям, действующим на них в процессе учебной работы.

Отметим в заключение и еще одну особенность внимания, характерную для старших школьников,— его избирательность.

Избирательность внимания у некоторых учащихся проявляется и в том, что, воспринимая учебный материал, они всегда стараются оценить его значение, воспринять его через призму практической значимости. Установив, что данный раздел важен, ученик активно воспринимает его. Если же школьнику кажется, что материал несущественный, он ослабляет свое внимание. Интересно, что эта своеобразная пульсация внимания нередко происходит непреднамеренно: старшеклассник не всегда отдает себе отчет в колебаниях собственного внимания. Обычно внимание старшего школьника непроизвольно сосредоточивается на предмете именно тогда, когда речь идет о применении на практике определенных знаний из этой области.

Под влиянием специфической организации учебной деятельности существенные изменения происходят в мыслительной деятельности старших школьников, в характере умственной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, написание рефератов, все чаще и чаще старшему школьнику приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале, в результате чего мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятельность характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это является предпосылкой формирования теоретического диалектико-материалистического мышления и способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития.

С развитием мышления растет культура речи школьников, формируется умение правильно выражать свои мысли, усложняется структура речи, обогащается словарь.

К концу обучения старший школьник должен овладеть умением самостоятельно мыслить, овладеть методикой и техникой самостоятельной умственной работы, самостоятельного добывания знаний, или, как говорят, овладеть умением самообучаться. И такая организация обучения, которая направлена на формирование и развитие этих умений, как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям умственного развития старших школьников.

Отсутствие самостоятельности в мыслительной деятельности — один из существенных недостатков в работе старших школьников, который объясняется такой постановкой учебной задачи, когда от школьника не требуется размышления, самостоятельной мысли, собственного мнения, когда все сводится к воспроизведению чужих мыслей, чужой аргументации. В связи с этим учителям следует учесть, что старшие школьники склонны обращать большое внимание на аргументированность и доказательность тех или иных положений. Принимать на веру все сказанное учителем или прочитанное в учебнике старший школьник не желает, слепо следовать авторитетам не в его правилах. Он стремится убедиться в истинности того, с чем ему приходится знакомиться на уроках. И напрасно некоторые учителя обвиняют старшеклассников в скептицизме и критиканстве (хотя и это нередко бывает — таковы возрастные особенности учащихся IX—X классов). Следует не только удовлетворять, но и поощрять эту свойственную старшему школьнику и полезную для его умственного развития требовательность к убедительной аргументированности, обоснованности и доказательности усваиваемых знаний, потребность иметь собственную точку зрения. Своя точка зрения — не значит всегда отличающаяся от общепринятой; своя — это именно своя, плод своей мысли, итог самостоятельного думания, а не навязанное со стороны. Задача учителя — так направить ход обсуждения, чтобы ученик самостоятельно пришел к правильному заключению.

При изучении точных наук ученику труднее демонстрировать свойственную ему критичность и наличие своей особой точки зрения, чем при изучении таких предметов, как история или литература.

Потребность самостоятельно оценить литературное произведение со свойственной учащимся критичностью мышления и категоричностью суждений, да еще при неразвитости вкусов или недостатке общей культуры, приводит порой к поверхностному пониманию достоинств художественного произведения. Так, например, десятиклассница заявила, что она не принимает большинства стихотворений В. Маяковского, что «он очень груб, некоторые его стихи просто неприлично читать, а ведь учительница сама протестует, когда грубость проявляют юноши». В подобных случаях учителям нельзя уклоняться от ответа или выражать недовольство: «Оставь свои мысли при себе!»

Девятиклассница Е. К. умная и развитая девушка, знакомясь с героями романа Тургенева «Отцы и дети», заявила, что Аркадий ей нравится гораздо больше, чем Базаров; «Аркадий симпатичнее, вежливее, веселее, а Базаров груб, высокомерен, отчужден и холоден». И, подумав, добавила: «До ужаса он все-таки мне не нравится!» На наше предложение высказать свою точку зрения в классе дальновидная девушка воскликнула; «Да что вы! За это попадет!»

Интересный случай произошел в одной из московских школ. В классе разбирали произведение М. Горького «Мальва», говорили обычными стандартными, заученными фразами. Один десятиклассник попросил разрешения высказать свою точку зрения: «Я совсем не прихожу в восторг от того, от чего приходите в восторг вы. И мне кажется, что вы это делаете по профессиональному долгу. Вот вы в восторге от языка Горького, а мне его язык претит. Возьмите слова «море смеялось». Меня это не только не трогает, а удивляет и вызывает смех. Я стремлюсь себе представить это смеющееся море и представляю его в виде толстой тетки, курносой, красной, о маленькими прищуренными глазками, глупо улыбающейся счастливой улыбкой, а щеки ее шевелятся, как вода от ветра. И от фразы: «Солнце было счастливо тем, что светило; море — тем, что отражало его ликующий свет»,- мне становится смешно. Ну зачем так пишут и что все это должно значить? Неужели нельзя писать просто?» (из материалов Н. С. Лукина).

Учительнице следовало бы поговорить с классом об определенных изобразительных средствах языка, с помощью которых человек передает свои мысли, разъяснить роль аллегорий, эпитетов и метафор. Однако разговор не состоялся. Учительница холодно выслушала ученика и назвала его выступление своеобразным выпадом. Изменил ли ученик свое мнение? Понял ли он что-нибудь? Если и понял, то только то, что надо отвечать по учебнику и оставлять свое мнение при себе. Позиция учителя неправильна и в том отношении, что косвенно воспитывает лицемерие, привычку говорить одно, а думать при этом совсем другое (кстати, упомянутая выше ученица писала сочинение по роману «Отцы и дети», восхищалась Базаровым, критиковала Аркадия и получила «пятерку»). «Боюсь я этих собственных мнений!» — воскликнула однажды учительница литературы. Но бояться надо другого — того, что все ученики, как по заказу, будут изъясняться казенными, стереотипными фразами при полном отсутствии хотя бы попытки высказать собственное мнение, сформулировать оригинальную мысль.

Как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания, изучения основ наук, формирования теоретического мышления у старших школьников начинает складываться мировоззрение. И только относительно этого школьного возраста можно серьезно говорить о формировании подлинно коммунистического мировоззрения, для чего необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»