Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического общества и государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Во многих странах мира изучение прав человека уже давно стало неотъемлемой частью обществоведческого и граждановедческого образования. Для нашей страны преподавание прав человека является особенно актуальным.[3,c.12]
Образование в области прав человека — прямое обязательство нашего государства, поставившего свою подпись под рядом международных документов обязывающих к этому.
Был принят ряд документов призывающих поощрять преподавание и содействовать изучению прав человека в школах:
1. Рекомендации № К (85) 7 Комитета Министров
2. Конвенция ООН о правах ребёнка
3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
4. Семейный кодекс РФ.
6. Закон РМЭ «О мерах государственной социальной поддержки в области образования».
Признание необходимости и правового просвещения с целью подготовки детей к жизни в демократическом обществе нашло своё отражение в ряде писем Министерства образования РФ:
1. «О гражданском образовании и изучении Конституции РФ».
2. «О повышении правовой культуры и образования учащихся».
3. «О гражданско-правовом образовании учащихся в образовательных учреждениях РФ».[2,c.53]
Значительная часть педагогов испытывает трудности в своей деятельности в силу того, что цели, задачи, содержание, основные направления воспитания хотя и разрабатываются, но мало внедряются в практику. Возникают затруднения в выборе приоритетных направлении в воспитательном процессе, а также средств и способов формирования у школьников гражданских качеств. Правовое просвещение можно разделить на две составляющие:
— формирование мировоззрения школьников;
— ознакомление их с правовыми и юридическими документами по правам человека: это всеобщая декларация прав человека и декларация прав ребенка.
Гражданственность — это гармоническое сочетание патриотических, интернациональных чувств, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству. [3,c.82]
Работа должна вестись в духе демократизма, в законности, неприятия национализма и других антидемократических проявлений. Воспитывать в детях качества:
— нравственные (это гражданское сознание, гражданский долг, гражданская ответственность);
— правовые (это правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода);
— социально-политические (это гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм).
Нравственный признак основан на принципах морали: что такое хорошо и что такое плохо.
Правовой признак выражается сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и долга перед государством и обществом; использование своих прав и точном соблюдении правовых установок и законов.[5,c.21]
Социально-политический признак гражданственности — это комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, обусловленных воздействием общественно-политического строя государства. [3,c.62]
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности, заключающую в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированности. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества. [5,c.37]
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работу учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.
Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляются в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины; формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большое значение в этой работе придается предметам гуманитарного и естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими специфическими особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в начальных классах, география или литература в старших классах. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.[3,c.60]
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др. Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении. Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям.[4,c.15]
Социально-экономические и общественно-политические процессы, происходящие в нашей стране, коренным образом изменили ситуацию в детском общественном движении. Возникло множество других новых детских объединений возрождаются и некоторые ранее действующие организации, в частности скауты. Заметно возросло число религиозных детских объединений. Расширяют сферу своей деятельности патриотические, милосерднические, экологические, спортивные и другие ассоциации, объединения на основе общности интересов. Участие детей в общественном движении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданского становления.[13,c.33]
Гражданское воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса в России. Подготовлена Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2001-2005 гг.». Министерство образования РФ выпустило целый ряд нормативных документов, связанных с гражданским воспитанием. В них рассматриваются вопросы изучения Конституции Российской Федерации, повышения правовой культуры учащихся, изучения прав человека, развития воспитания в системе образования России.
В письме Министерства образования РФ от 15.01.03 «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» главной целью гражданского образования объявляется воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, в гражданском обществе; обозначаются три ступени гражданского образования в общеобразовательной школе, а также содержание гражданского образования, включаемого в ряд школьных дисциплин.
Вышеупомянутые документы доказывают, что гражданско-патриотическое образование способствует созданию социальной стабильности, экономического благосостояния страны, ее конкурентоспособности и национальной безопасности.[14,c.29]
Формирование активной гражданской позиции нужно начинать в семье важнейшем институте социализации подрастающего поколения. Семья выступает как первый воспитательный институт, с которым будущий гражданин ощущает связь на протяжении всей жизни. В процессе семейного воспитания у ребенка формируется представление об основных социальных ролях, необходимых для безболезненной адаптации в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, усваиваются фундаментальные ценностные ориентации чело века в сфере межэтнических и социальных отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.[15,c.34]
Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью.
Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, «обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнёрства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности [3,c.26].
Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования.[2,c.62].
Воспитание Гражданина осуществляется в процессе гражданского образования. Существуют разные подходы к гражданскому образованию, которое рассматривается:
1) как комплексная часть социальных наук;
2) комплексная дисциплина, выходящая за рамки социальных наук.
В качестве основных направлений гражданского образования зарубежные учёные выделяют политическое воспитание, правовое обучение, воспитание уважения к правам человека и ответственности перед обществом, экологическое образование и воспитание культуры межнационального общения.
Успешность осуществления решения задач гражданского образования в школе во многом зависит от принципов построения системы. Ведущим принципом такого построения должен являться принцип народности. «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа… » — писал К. Д. Ушинский в статье «О народности и общественном воспитании» [9,c.301].
Особую значимость в воспитании гражданина имеет личностный подход. [10,c.98]
Личностный подход предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании — это не пассивное приспособление педагога к особенностям ученика, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учётом личностных качеств.
Особенностью воспитания гражданина нашего Отечества является его многонациональный характер. Учёт национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение. Этот учёт предполагает приобщение учащихся к национальным культурам и историческим традициям народов.
Принцип народности, учёт национальных особенностей в гражданском воспитании осуществляется через деятельностное участие школьников. Воспитание в деятельности и через деятельность является основой воспитательного процесса.
Деятельность по воспитанию гражданина может быть самой разнообразной, например, с использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и т. д.).
Особо следует обратить внимание на деятельность учащихся по изучению конституционного механизма нашего общества: дискуссии, вечера, творческие работы и т. д. [19,c.53]
Так или иначе качественные особенности в воспитании гражданина оказывает среда. Средовой подход в воспитании гражданственности характеризует особенность этого процесса. Окружение школы (предприятия, памятники истории и культуры, театры, и т. д.) должно «работать» на воспитание гражданственности. Взаимодействие школы со средой, включение учащихся в жизнь района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности. [9,c.63]
Формирование гражданина свободного демократического государства, которого характеризуют совокупность общественно значимых качеств личности, в числе которых развитый гражданский долг и ответственность, уважение и принятие прав и обязанностей демократического общества, уважение к его законам — ведущая цель всей воспитательной системы. Но это стратегическая цель. Тактические цели определяются с учётом условий и задач воспитательного процесса. Тактические цели выступают дополняющими сущность генеральной цели.
Признавая формирование гражданина как цель воспитания, необходимо определиться с направлениями этой работы. Особое значение в гражданском становлении личности имеют следующие задачи:
1. Мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни. Гражданское воспитание строится на определённой совокупности идеалов, ценностей. Мы считаем, что общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого школьника как гражданина Отечества.
Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей».
Это общее понятие необходимо превратить в реальные жизненные ориентиры каждого ученика. Прежде всего самому учителю необходимо уяснить педагогический смысл этого понятия. Это поможет правильно выбрать направления и формы работы с учащимися (проблемные семинары, обсуждения литературных источников и т. д.). Для этого можно использовать все учебные предметы. Большое значение имеет систематический показ роли человека в развитии общества. Ознакомление с научными достижениями и подвигами отечественных учёных способствует формированию у учащихся нравственного идеала, воспитанию у них гражданских качеств. [6,c.82]
Гуманитарные знания как совокупность всех знаний о человеке, нормах его отношения к окружающему миру представляют собой важнейший источник целенаправленного формирования гражданина, его взглядов, убеждений и идеалов.
Среди гуманитарных предметов важнейшая роль принадлежит истории отечества, которая, в известной мере, является комплексным предметом, включающим элементы обществоведения, демографии, права, экономики. Она создаёт фактологическую базу для понимания «обществоведческой» картины нашего государства. В целом же все гуманитарные предметы формируют обществоведческую культуру личности школьника.
2. Важной задачей воспитания гражданина является приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Решение этой задачи способствует развитию потребности в гражданских действиях. Осуществляется это через участие школьников в различных видах обществоведческой деятельности, в политической и социально-экономической жизни района, города.
3. Приобщение учащихся к культуре своего отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях — ещё одна задача воспитания гражданина. Решение этой задачи тоже осуществляется через различные виды деятельности школьников. Но прежде всего через содержание учебного материала по всем предметам с акцентом на тот огромный вклад, который внесли отечественные учёные, деятели науки, культуры в развитие мировой культуры, науки. Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. [6,c.83]
Становление человека как гражданина должно быть культуросообразным. Учитель должен помочь своим ученикам понять роль и значение отечественной культуры в развитии мировой. При этом надо иметь ввиду, что одна из главных особенностей русской национальной культуры — её высокая духовность.
4. Формирование общечеловеческих (народных) норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т. д.). Эта задача отражает необходимость формирования качеств, без которых не может быть подлинного гражданина. Доброта — качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро.
5. Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Решение этой задачи направлено на формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности. К сожалению, понятие свободы зачастую ассоциируется лишь со свободой предпринимательства, чувством некоторой освобождённости от выполнения прав и обязанностей, от выполнения законов и правовых установлений государства. [6,c.84]
6. Воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде — составная задача общей системы воспитания гражданина. Труд — основа человеческого бытия. Человек трудиться не только для того, чтобы заработать. Он трудиться, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его природную, человеческую сущность. Проявлением любви к Родине и Труду как главным морально-этическим ценностям является патриотизм и трудолюбие.
В. А. Сухомлинский писал, что «чувство гражданской значимости труда — это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелёгкий труд… Один из тончайших секретов воспитания — суметь увидеть, найти, открыть гражданское начало труда».
7. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, быть хорошим семьянином, жить счастливо — ещё одна важная задача гражданского воспитания школьников. Здоровье — самая главная ценность для человека. Нельзя сказать, что нездоровый человек не является полноценным гражданином, но никто не будет оспаривать и то, что «твоим здоровьем Родина сильна». Решая эту задачу, многое предстоит сделать по воспитанию семьянина. Ребёнок должен осознать историю своей семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. [6,c.85]
Таковы общие задачи воспитания школьников как граждан своего Отечества. Следует заметить, что любая задача как цель определённой деятельности даётся в определённых условиях и требует для своего решения применения адекватных к эти условиям средств, форм организации.
Главным показателем воспитания человека как гражданина является гражданственность. Под гражданственностью следует понимать интегративное качество личности по следующим аспектам:
а) мировоззренческом (знания, убеждения, ценностные ориентации и другие);
б) поведенческом (нормы, направленность, установки, поступки и другие);
в) оценочном (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и другие);
г) культурном (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие). [15,c.56]
Систематическое отслеживание уровня гражданской воспитанности учащихся — необходимое звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации воспитательных целей, которые имеют существенное значение для дальнейшего программирования и регулирования воспитания, для управления развитием личности.[5,c.59]
Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребёнка, но главным средством воспитания является учение. Для школьника учение — главная составляющая его жизнедеятельности. Поэтому главным условием успешности гражданского воспитания школьников является правильная организация их процесса обучения, создание условий для нравственного становления, нормального развития, ощущения успеха.
Успешность гражданского воспитания в процессе обучения зависит от соблюдения всех дидактических принципов, но особое значение, как было уже сказано, принадлежит принципу народности. Принцип народности пронизывает всё содержание базового образования. Оно неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обычаями народа. [2,c.16]
Главная роль в гражданском воспитании принадлежит учителю. Убеждённый друг молодёжи, образованный гуманист-интеллегент, любящий Родину, профессионал, знаток национальной культуры — вот далеко не полный перечень качеств, которыми должен обладать учитель, решающий задачи гражданского воспитания.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что под гражданским воспитанием понимается направление воспитательной работы, сутью которой является «создание у школьников опыта социального группового и индивидуального поведения – как опыта совместного анализа, совместного решения групповых и социальных проблем, опыта совместного социального действия, опыта культурной защиты своих групповых и индивидуальных интересов».[17,c.57]
Дети с раннего возраста должны освоить ценности общества, в котором живут. Должны знать свои права и уважать права других. Надо не только передавать знания, но и формировать определенное мировоззрение. Это долгосрочный процесс. [11,c.52] Поэтому его начинать надо уже с начальной школы и осуществлять на всех этапах обучения.
Специфика гражданского воспитания заключается в том, что оно «приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.
Цель и задачи гражданского воспитания определяются исходя из государственного заказа и социального заказа общества на воспитание личности. Из предыдущей главы следует, что на разных этапах развития государства и общества, могут определяться существенно отличающиеся друг от друга цели и задачи гражданского воспитания.
На современном этапе, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов». [4,c.25]
Гражданское воспитание в российском образовательном пространстве имеет ряд особенностей:
- характерна специфика понимания гражданственности на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.
- наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной;
- поликультурный характер образовательной среды.
Исходя из цели и особенностей гражданского воспитания в российском образовательном пространстве, а также возрастных особенностей младших школьников, современные исследователи (педагоги и психологи) выделяють следующие основные задачи гражданского воспитания в начальной школе:
- создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей;
- создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем; [18,c.14]
- формирование первичных ценностных ориентаций;
- формирование гражданственности;
- формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения;
- формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества;
- формирование опыта овладения культурой своего и других народов, с которой которых ребенок сталкивается с ранних лет;
- формирование таких понятий, как семья, государство, Родина, малая родина;
- формирование гражданского мировоззрения;
- ознакомление младших школьников с государственными символами России, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека;
- воспитание гражданского отношения к Отечеству, к «другому»;
- воспитание чувств: достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели;
- воспитание чувства принадлежности – к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;
- воспитания толерантного отношения к инокультурным проявлениям в окружающей жизни;
- развитие мотивационной сферы младших школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами.
- развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям).
Данные задачи решаются во всех видах деятельности младших школьников: в ходе уроков, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только гражданские чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Гражданское воспитание младших школьников в российском образовательном пространстве основывается на принципах: народности [3,c.39], гуманизации, ненасилия, непрерывности преемственности воспитательного процесса , культуросообразности и толерантности. [6,c.14]
Принципы гражданского воспитания имеют направленность на:
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
- гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
- сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
- формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов.
При решении воспитательных задач необходимо учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения. Поэтому гражданское воспитание младших школьников осуществляется в соответствии с принципами гражданского воспитания, а также общими принципами педагогического процесса (принципами обучения и принципами воспитания), представленными в таблице 1.[5,c.141]
Таблица 1 – Принципы педагогического процесса