Основные особенности воспитания детей школьного возраста состоят в перераспределении нагрузки, изменении социальной роли ребенка, стимулировании постоянной сознательной деятельности ребенка в рамках школьного коллектива.
Процесс воспитания школьников всегда должен быть ориентирован на уровень развития и возрастные особенности детей. Выделяют три основных периода школьного возраста, каждый из которых требует особого подхода со стороны учителей и родителей: младший (7–9 лет), средний, или подростковый (10–15 лет), и старший школьный возраст (16–17 лет).
Особенности воспитания младших школьников
Завершение детсадовского периода и поступление в школу практически всегда сопряжено для ребенка со стрессом и дополнительными нагрузками. Априори ожидается, что школьник будет более усидчив, сосредоточен, работоспособен по сравнению с выпускником детского сада. Однако такая перемена не может произойти одномоментно, поэтому первоочередная задача воспитания ребенка 7 лет заключается в сглаживании периода адаптации и безболезненном переводе ребенка на новый уровень развития.
В рамках программы воспитания школьников на начальном этапе обучения сотрудничество школы и семьи в воспитании младших школьников просто необходимо. Прежде всего, на плечи родителей ложится ответственность за правильную организацию режима дня школьника. В самом начале всю организацию учебно-воспитательного процесса устраивает мама. Она определяет время для подготовки уроков, прогулки, помощи по дому, посещения кружков. Воспитание младших школьников должно предусматривать свободное время для ребенка, когда он может заниматься привычными для него с раннего детства делами — играми, общением с родными и друзьями. Важная составляющая воспитания школьников — строгий распорядок дня, который гармонично сочетает учебную и физическую нагрузку и отдых, сохраняя общую повторяемость действий изо дня в день. Тогда организм ребенка быстро подстраивается под определенный ритм деятельности, ребенок втягивается в процесс и становится в состоянии сам планировать свой день, так что родители только осуществляют ненавязчивый контроль со стороны.
После того как у детей сформируется привычка к новым обязанностям в школе, в воспитании младших школьников особое место отводится домашним обязанностям. Посильные для его возраста трудовые обязанности по дому — важная составляющая домашнего воспитания школьников. формирующая навыки дисциплины и самоорганизации.
Один из важных моментов воспитания детей школьного возраста заключается в постепенном увеличении самостоятельности ребенка, что позволяет школьнику почувствовать себя в новой роли и осознать свою значимость наравне со взрослыми. Одновременно воспитание младших школьников должно базироваться на постоянной поддержке со стороны родителей и учителей.
Как и в дошкольном возрасте, в период обучения в начальной школе у детей интенсивно развиваются познавательные интересы. Задача педагога в воспитании младших школьников — максимально поддержать в них стремление к получению знаний с помощью системы поощрений и оценок. Злоупотребление порицанием и наказаниями в воспитании учащихся чаще всего приводит не к установлению дисциплины в классе, а к утрате школьниками интереса к процессу обучения.
В начальной школе у детей начинается формирование склонностей к определенным видам деятельности и дисциплинам. Поэтому воспитание младших школьников должно быть направлено не столько на углубленное изучение отдельных предметов, сколько на получение разносторонних знаний в естественных и гуманитарных дисциплинах и искусстве. Патриотическое воспитание школьников в этом возрасте формирует у них сознание собственной значимости и прививает любовь к родине, которая со временем трансформируется в более зрелое понимание патриотизма. Не менее важно физическое воспитание школьников. Занятия спортом призваны компенсировать последствия пассивного образа жизни в городе, а кроме того, научить детей преодолевать свою лень, слабость, инертность, что в конечном счете развивает самодисциплину.
Воспитание учащихся в подростковый период
В подростковый период процесс воспитания школьников сильно осложняется особенностями физиологического развития подростков. Нерегулярное кровоснабжение головного мозга, гормональная перестройка приводят к неуравновешенности поведения и повышенной возбудимости нервной системы. Кроме того, в процессе воспитания учащихся педагоги сталкиваются с проблемой смены авторитетов и развившимся чувством взрослости. Гипертрофированное стремление к самостоятельности у подростков требует иных подходов к воспитанию детей в школе и дома. От учителей требуется особый такт и чутье, чтобы преодолеть характерный для этого возраста негативизм, склонность к противодействию ради противодействия.
С другой стороны, круг интересов школьников в этот период значительно расширяется, появляется интерес к профессиям, дающий новые возможности для воспитания учащихся по сравнению с воспитанием младших школьников. Такое отношение способно пробудить у подростков стремление к самовоспитанию, нередко подпитываемое желанием подражать любимому книжному или киногерою. Это удачный момент для патриотического воспитания школьников — повышенная эмоциональность подростков пробуждает в них стремление к совершению значимых поступков. Особое значение для школьников приобретают дружеские привязанности, поэтому воспитание учащихся должно быть ориентировано на сплочение коллектива вокруг общих интересов или определенных видов деятельности. Программа воспитания школьников в этот период должна сочетать в себе разнообразные виды деятельности, связывающие школьную и внеурочную сферы жизни учащихся.
Воспитание старших школьников
В воспитании учащихся старшего школьного возраста снова возрастает роль учителя. Это период активного формирования основ мировоззрения, в ходе нравственного и патриотического воспитания школьников у них складывается активная гражданская позиция, позволяющая им легче ориентироваться в выборе жизненного пути. Для достижения успеха в воспитании учащихся, учителю очень важно добиться доверия и уважения с их стороны. Только тогда он сможет передать и закрепить духовные и нравственные основы, которые должны помочь школьникам найти свое место в жизни.
В этом возрасте противоречия, возникающие в характере подростка, постепенно сглаживаются, сквозь них все больше проступают индивидуальные различия. В старших классах окончательно складываются социально-типизированные черты и формы поведения, которые формировались в процессе воспитания школьников на протяжении десяти лет обучения. В первую очередь, это широкий круг социальных интересов и выработка качеств, характеризующих общественную активность молодежи.
Подходя к своему завершению, воспитание школьников способствует окончательному формированию интересов и склонностей к определенному виду деятельности. Конечной целью воспитания учащихся является их способность к самоопределению и выбору профессии на основе своих интересов и приобретенных знаний.