Перейти к содержимому

Здоровье наших детей – забота семьи и школы

Здоровье наших детей – забота семьи и школыБольной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок - источник многочисленных невзгод.

В. А. Сухомлинский

Показать родителям значимость физического состояния ребёнка для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления;

  • Формировать позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья детей;
  • Формировать навыки рационального питания, гигиены и профилактики заболеваний

  • Вопросы для обсуждения: отношение семьи ребенка к физкультуре; режим дня; двигательная активность, организация правильного питания, совместная деятельность родителей и учащихся по формированию здорового образа жизни

    Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания. Однако, современное состояние школьного образования можно охарактеризовать по меньшей мере следующими негативными тенденциями: снижение активности школьников в учебной деятельности, замедлением их физического и психического развития, ухудшением здоровья детей. Понятно, что последнее вызывает наибольшую тревогу. В этой связи актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

    Во все времена проблема здоровья человека была первостепенной и жизненно важной, привлекавшей внимание ученых. Как сказал древнегреческий историк Геродот: "Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум".

    Каждый человек должен с раннего детства учиться относиться к своему здоровью, как главной человеческой ценности.

    Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

    Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивает индивидуализацию этого процесса.

    Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

    Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

    Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связанно с общечеловеческими истинами добра и красоты.

    В упрощенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

    для соматического и физического здоровья — я могу;

    для психического — я хочу;

    для нравственного — я должен.

    По мнению С. В. Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% — от внешнесредовых условий, т. е. в конечном итоге от экологии, 10% — от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

    Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

    Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребенка, прежде всего, зависит от вас, родителей.

    Именно родители в тесном сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и закрепления своего здоровья.

    Остановимся подробнее на вопросе формирования у детей привычки и навыков безопасного для жизни и здоровья поведения.

    Привычка—это поведение, образ действий, ставший обычными, постоянными. Привычка чаще всего формируется на основе навыка (навык—это усвоенный, доведенный до автоматизма способ действия).

    Например, если ребенок научился хорошо плавать, то он с удовольствием будет проводить свой досуг в бассейне и пр.

    Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами. "Учи показом, а не рассказом" - говорили в древности. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения, того или иного действия должно сопровождаться объяснением, почему его надо выполнять. Для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого и первые положительные результаты. Это особенно важно при формировании у детей привычки заботится о своем здоровье. Неправильное "подкрепление" привычки ведет к формированию у детей вредных привычек (грызть ногти, не мыть руки перед едой, курить и др.). Искоренить возникновение вредных привычек довольно сложно. От родителей, учителей требуются терпение и выдержка.

    Необходимо создать условия, в которых ребенок чувствовал бы себя комфортно в новой для него обстановке – в школе. Здесь большую роль играет психологическая обстановка дома, как родители помогут ребенку адаптироваться в новой среде.

    Выделим 6 компонентов здорового образа жизни: благоприятная обстановка в семье, физические занятия, закаливание, прогулка, питание, режим дня. Чтобы жить по правилам здорового образа жизни, необходимо

    уметь управлять собой.

    Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью?

    1. Внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношений к здоровью.
    1. Формируйте у ребенка положительное отношение к физическому Я.
    1. Помните, что ваше отношение к здоровью влияет на отношение ребенка к здоровью "Учи показом, а не рассказом".
    1. Помните, что для закрепления привычки хвала взрослого имеет гораздо большее значение, чем порицание.

    Режим дня младшего школьника.

    Особое внимание необходимо уделить проблеме формирования у детей привычки соблюдения режима дня как важнейшего фактора здоровья младшего школьника.

    Согласно опросу учащихся, все дети знают, что необходимо соблюдать режим дня. Но на практике большинство ребят не выполняют режимные моменты. В этом им необходима помощь родителей.

    Надо ли приучать ребенка к определенному режиму дня? Почему режим дня так важен для здоровья ребенка?

    Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает сделать, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться.

    Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний.

    Рационально организованный режим школьника это:

    1. Учеба в школе, точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий, а также творческой деятельности ребенка.
    2. Обязательный отдых на свежем воздухе.
    3. Достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.
    4. Регулярное и полноценное питание.

    Режим дня ребенка строится в соответствии с тем временем, которое он проводит в школе.

    Время пробуждения ребенка – очень важный момент режима дня. От того, как родители разбудят ребенка, с каким настроением он проснется, зависит его психологический настрой на весь день. Желательно, чтобы родители вспомнили все самые ласковые слова, которые они говорили своим детям.

    Во многих семьях пробуждение происходит по будильнику. А как утверждают ученые, звонок будильника – это значительный стресс для организма. А как же быть? Необходимо выработать у ребенка привычку просыпаться в одно и то же время. Тогда организм ребенка будет сам просыпаться в одно и тоже время.

    Но для того, чтобы вовремя встать, ребенку нужно вовремя лечь спать. До завтрака ребенку нужно успеть застелить свою постель, а это он должен сделать сам, сделать гимнастику, выполнить гигиенические процедуры.

    На дорогу в школу нужно оставить столько времени, чтобы она стала спокойной прогулкой. Если ребенок спешит в школу, то, заняв свое место за партой, он расслабится и ему трудно включиться в работу.

    Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка).

    Часто родители задают вопрос: "Нужно ли заставлять детей делать утреннюю зарядку?" Заставлять не надо. Все, что связанно с "заставлять", вызывает у детей усиленное сопротивление, а порой и негативное отношение на всю жизнь. Как говорили в старину: "Ребята учатся тому, что видят у себя в дому". Ведь образ жизни в семье, как правило, наследуется детьми, которые, вырастая, очень часто строят свою семью по подобию родительской. Потому родителям рекомендуется выполнять зарядку вместе со своими детьми во имя их здоровья.

    Зарядка важна тем, что она подготавливает организм к активной дневной деятельности. Ученые – физиологи установили, что дети, выполняющие каждый день зарядку, более работоспособны, бодры, дисциплинированны, чем те дети, которые не занимаются по утрам зарядкой.

    Питание и отдых детей

    "Ешь правильно и лекарство не надобно", эта народная мудрость как нельзя лучше отражает то, насколько важен для растущего организма прием пищи в одно и то же время, правильно организованное и сбалансированное питание.

    Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм ребенка, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому как питается ребенок, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье.

    Для нормального развития организма ребенка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Все эти вещества содержаться в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах. Эти продукты должны всегда присутствовать в детском меню. Интервал между приемами пищи не должен превышать 3—4 часа, так как большие перерывы между приемами пищи сказываются на состоянии здоровья ребенка, вызывают утомление, снижение работоспособности, головную боль.

    Очень важен для здоровья детей утренний завтрак. Утром вступают с активную деятельность и начинают функционировать все органы человека, в том числе и поджелудочная железа, которая выделяет желудочный сок для переваривания пищи. Если этот сок поступает в пустой желудок, он раздражает стенки желудка, вызывая или провоцируя различные желудочные заболевания. Поэтому утром дети обязательно должны позавтракать. Учащимся необходимо получать горячий завтрак вовремя и полноценно обедать и ужинать. Родителям следует помнить, что на занятия в школе приходится период наиболее высокой работоспособности, а затем отмечается спад. Вот почему вернувшемуся из школы ребенку необходимо пообедать.

    После обеда школьник обязательно должен отдохнуть - ни в коем случае, как, к сожалению, часто бывает, сразу садиться за уроки. Желательно, чтобы отдых был активным, на воздухе, в активных играх, а не лежа у телевизора или работая на компьютере. Детям ослабленным, легко и быстро утомляющимся, рекомендуется час послеобеденного сна, детям вполне здоровым и крепким – прогулка и игры на свежем воздухе. Родители должны предусмотреть, что продолжительность пребывания ребенка на воздухе, учитывая дорогу в школу и обратно, должна быть не менее трех с половиной часов.

    Если ребенок днем спит, то на прогулку он идет после сна.

    Родителей часто волнует вопрос, когда лучше делать уроки?

    Физиологи установили, между 14 и 15 ч возбудимость клеток головного мозга понижается, следовательно, падает и работоспособность; повышается она к 16ч. Время после 16 ч лучше всего подходит для приготовления домашних заданий.

    Очень важно, чтобы в режиме дня было время на занятия по интересам, чтение просмотр телевизора. Исследования гигиенистов показывают, что чрезмерное увлечение ребенка телевизором пагубно влияет на здоровье ребенка, в первую очередь на зрение. Причем родители должны знать и о том, что смотреть телевизор ребенок должен сидя, а, не лежа, как это часто бывает, и на расстоянии 2—5,5 метров от экрана.

    Особое внимание надо уделить такому компоненту режима дня, как сон.

    Родителям следует стремиться к созданию условий для полноценного сна, который для 6—8-летнего ребенка должен составлять не менее 10,5—11 часов. Конечно, продолжительность сна зависит от индивидуального состояния здоровья и физического развития ребенка.

    Перед сном необходимо соблюдать элементарные правила поведения:

    1. Не играть в шумные азартные игры.
    2. Не заниматься спортом.
    3. Не смотреть страшные фильмы.
    4. Родителям нельзя ругать, наказывать ребенка.
    5. Стремитесь, чтобы ребенок ложился спать в одно и то же время.
    6. Перед сном комната ребенка должна быть хорошо проветрена.

    Учитывая выше сказанное можно привести примерную схему режима дня для младших школьников.