Перейти к содержимому

Основные особенности развития школьников

Основные особенности развития школьниковЛичностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои воз­можности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физичеcaкое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Цель данной курсовой работы – изучить основные и индивидуальные особенности школьников, различные периоды развития (развитие младших школьников, среднего и старшего школьного возраста, изучения такого вопроса как акселерация и возрастная периодизация.

Предметом изучения работы являются особенности школьников – основные и индивидуальные, их сходства и различия.

Актуальной выбранной мной темы состоит в том, что многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и инди­видуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я. А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К. Д.Ушинский, Л. Н.Толстой и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразностъ вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономернос­тей развития ребенка, которые присущи природе чело­века, а именно: стремления к знанию, к труду, способно­сти к многостороннему развитию и т. д. Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходи­лись в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Полезные идеи по данной проблеме содержатся в трудах П. П.Блонского, Н. К.Крупской, С. Т.Шацкого, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинского и других ученых. Крупская подчеркивала, что, если не знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, нельзя хорошо осуществлять воспитание.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2—3 года), преддошколъный возраст (3-5 лет), до­школьный возраст (5—6 лет), младший школьный возраст (6—10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11—15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15—18 лет).

Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности, и, в-третьих, на особенностях их поведения.

1. Диагностика развития школьников

1.1.Методика диагностики

В педагогической практике все больше ощущается потреб­ность в оперативной диагностике достигнутого учениками уров­ня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять про­цессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — как нельзя лучше объясняют необходимость ди­агностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Диагностика (от греч, сИа — прозрачный и §по81з — знание) — общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в облас­ти развития аналогично значению хорошо поставленного «про­яснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Непра­вильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к ду­ховному здоровью,.а поэтому диагностика в области развития — дело чрезвычайно важное, требующее высокой квалификации и ответственности.

Физическое развитие человека диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире - применяются специально разра­ботанные тесты (нормативы), по которым определяется степень развития как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как человек справляется с предложенными заданиями, делается вывод о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с возрас­тными возможностями. Примером теста физического развития можно назвать хорошо известный комплекс ГТО, в котором со­держатся конкретные задания и нормативные показатели для каждой возрастной группы.

Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычайно трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны, громоздки и не всегда обеспечивают безошибочные заключения. Для повышения надежности диагноза используют комплексное обследование состояния здоровья, сбор и сопоставление антропо­метрических, социальных и психологических данных, что требует специально оборудованных клиник и лабораторий, подго­товленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований, однако, нельзя давать общую оценку компонентов развития.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сто­рон развития обучаемых — важный компонент профессиональ­ной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притяза­ний, эмоциональности, развития социального поведения и мно­гих других важных качеств. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств — тестирование.

1.2.Возрастная периодизация

То, что развитие — как физическое, так и умственное — тес­но связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта 4 самоочевидная истина не требовала особых доказательств: боль­ше прожил человек на свете — стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уро­вень физического, интеллектуального, социального и духовного развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в об­щем, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать пе­риоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию. Периодизация основывается на выделении возрас­тных особенностей — характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Сущ­ность возрастных особенностей наглядно раскрывается на приме­ре физического развития человека. Рост, прибавление веса, появ­ление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано ме­жду собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в интеллектуальной, социальной, духовной сферах.

Происходит хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социаль­ное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю челове­ческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) — только ту часть - жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педаго­гики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детско­го возраста (см. табл. 1).