Школьные проблемы настигают неожиданно, складываясь из множества мелких вещей. Как разобраться с ними и оградить ребенка от лишних переживаний?
В какой-то момент появляются определенные трудности (недостаточность внимания, неумение сосредоточиться, медленный темп работы и др.), которые обычно списывают на недостатки воспитания, возраст, нежелание учиться. Однако именно в это время трудности относительно легко поддаются корректировке, а вот позднее они могут нарастать со скоростью снежного кома, скатывающегося со склона горы. Частые неудачи приводят ребенка к отчаянию, провоцируя новые трудности – и так образуется порочный круг.
В результате ребенок ощущает себя беспомощным и считает, что его старания бесполезны. Современные же психологи знают, что успех в обучении зависит не только от способностей ребенка, но и от уровня его уверенности в том, что он может решить поставленную задачу.
Когда неудачи сыплются одна за другой, приходит момент и ребенок искренне верит в то, что у него ничего никогда не получится, а если так, то зачем стараться? К тому же родители могут усугубить ситуацию, бросив, не подумав, что-то вроде «какой же бестолковый», показать жестом, укоряющим взглядом или другими невербальными знаками, которые нередко ребенок слышит громче слов.
Что делать родителям, если у ребенка появились школьные трудности? Как не усугубить ситуацию и плавно выйти из замкнутого круга?
10 рекомендаций родителям школьников
1. Школьные трудности нельзя воспринимать как трагедию. Не показывайте ребенку своего недовольства и огорчения. Главная задача родителей в это время – помочь школьнику, поэтому примите его таким, какой он есть, ведь меньше любить своего ребенка из-за возникших трудностей вы не будете. Ваша безусловная любовь будет одним из основных условий успешного обучения ребенка в дальнейшем.
2. Приготовьтесь к длительной совместной работе – одному школьнику со своими проблемами не справиться.
3. Укрепляйте уверенность ребенка в своих силах, стремитесь проводить с ним больше времени, т. к. если вы едва улучаете минутку, чтобы спросить, как дела – это не является помощью и поддержкой, а скорее основой для новых проблем.
4. Забудьте о вопросе: «Какие оценки ты сегодня получил?». Продемонстрируйте поддержку по другому – оставьте его в покое, он сам расскажет вам о своих успехах и неудачах в школьных делах, если будет уверен в вашей поддержке.
5. В присутствии ребенка не стоит обсуждать его же трудности с учителем – это лучше сделать с педагогом наедине. Не ругайте ребенка и не корите его при друзьях и одноклассниках. Также как не следует восхищаться успехами других детей.
6. Если вы регулярно помогаете школьнику с выполнением домашних заданий, то ваш интерес в этот период будет естественным. При совместной работе нужно набраться терпения, не повышать голоса, не допускать упреков и раздражения. Не перегружайте ребенка заданиями, с которыми он испытывает трудности – это не доставит ему радости и только усугубит ситуацию. Во время занятий ни в коем случае не отвлекайтесь – ребенок должен чувствовать, что все ваше внимание с ним. Продолжительность занятий не должна превышать получаса.
7. Поговорите с учителем и попросите его не подчеркивать ошибки вашего ребенка, вызывая к доске только тогда, когда он просится сам. Помните, что отстающему школьнику нужна поддержка с обоих сторон.
8. Подчеркивайте даже самые маленькие победы. Важно подбадривать ребенка за труд и не только на словах. Если проигнорировать данную рекомендацию, школьник может подумать, что ему не за чем стараться, т. к. вряд ли кто-то заметит его успехи. Придумайте вознаграждение за успехи, которыми могут выступать совместные прогулки, поход в цирк, в зоопарк и т. п.
9. Организуйте четкий режим дня для ребенка. Школьники с проблемами в обучении обычно несобранны, беспокойны им непросто соблюдать режим. Когда ребенок встает с трудом – не торопите его и не дергайте, просто поставьте будильник раньше на полчаса. Самым тяжелым временем является вечер, когда настает пора спать. Ребенок тянет время, а родители стремятся уложить его поскорее. Не доводите ситуацию до конфликта – предоставьте ребенку некоторую свободу, разрешите ложиться не ровно в девять вечера, а с 9 до 9.30. Кроме того, важно организовать полный отдых по воскресеньям и в каникулы – без учебных заданий.
10. Своевременно принятые меры увеличивают шансы на успех. При возможности – проконсультируйте школьника у специалистов (логопеда, психолога, педагога) и выполняйте рекомендации!
Немного правильно организованных целенаправленных усилий и успех в учебе станет для вашего ребенка реальностью. А для подкрепления положительных результатов ведите портфолио вместе со школьником, пусть в нем будут отражаться все его достижения и творческие результаты – это мотивирует на успех!