Перейти к содержимому

Если школьнику необходим репетитор

Если школьнику необходим репетиторСейчас многие родители нанимают репетиторов для своих детей. Это практически уже стало традицией современного образования. Возможно, не самой лучшей традицией. Репетиторов нанимают не только перед поступлением в высшее учебное заведение. Но даже для поступления в школу, если речь идет о гимназии. Если у ребенка тройки или даже двойки за четверть в средней школе, то считается, что тут уж точно без репетитора не обойтись. У родителей не всегда есть время для занятий с детьми. Или знаний по предмету не достаточно. К тому же, родителям сложно заниматься со своим ребенком, не теряя самообладания. Учителя в таких случаях также ратуют за занятия с репетитором. Оставаться на дополнительные уроки для занятий с отстающими, в современной школе не принято.

Если ребенок в начальной школе был «хорошистом», а в среднем звене учится на тройки вперемешку с двойками, то разобраться с ситуацией лучше сейчас. Не стоит тянуть до самых выпускных классов. К тому же, в среднем звене – это стоит гораздо дешевле. И есть вероятность, что в старших классах репетиторы вашему ребенку не понадобятся.

С чего начать выбор репетитора? Для начала, определитесь: где будет заниматься ваш ребенок, на какой территории. Если у ребенка есть своя комната, и вы категорически не против постороннего человека в вашем доме, то занятия у вас дома предпочтительнее. Во-первых, вы сможете, при желании, присутствовать. А значит контролировать и содержание занятий, и их продолжительность. Можно организовать занятия таким образом, что весь процесс первое время будет проходить на ваших глазах. И вы непосредственно после занятия сможете задать репетитору все вопросы, которые у вас возникнут. К тому же, со стороны вы увидите, как ваш ребенок поладил с новым преподавателем. И самый большой плюс от всего этого – вам не придется тратить время на дорогу.

Затем следует сформулировать цель, с которой вы наняли преподавателя. Цель должна быть конкретной. Например: твердая тройка по предмету в текущей четверти и четверка — в следующей (это если у вас была двойка). Озвучьте эту цель репетитору. И после первых трех занятий, обсудите еще раз, насколько реальна поставленная цель. Хороший специалист не будет обещать вам «золотые горы», не пообщавшись с ребенком. Если педагог с поставленной перед ним задачей, согласился, то следите за ее выполнением. Если репетитор не справился, придется его заменить. Не стоит принимать оправдания типа: “если бы я был на месте учителя, то у вашего ребенка была бы пятерка. Он все отлично знает». Должен быть результат.

Следующий шаг: поиск репетитора. Здесь можно спросить совета у учителя в школе. Обратиться за рекомендациями к своим знакомым. Либо искать педагога в интернете или в агентстве по подбору репетиторов. Репетитором может быть:

  • студент;
  • учитель, подрабатывающий репетиторством;
  • бывший школьный учитель, который занимается только репетиторством;
  • школьный учитель на пенсии;
  • действующий или бывший преподаватель ВУЗа.

Выбор за вами. Хороший педагог, независимо от возраста, найдет подход к любому ученику. Общение со студентом может быть привлекательнее для ребенка. Главное, чтобы не ребенок, а репетитор ставил задачи и добивался их выполнения. Опытный педагог имеет свои преимущества, но иногда такому специалисту не хватает гибкости. Он может быть слишком зациклен на том, что он прекрасно знает «как надо и как не надо объяснять данную тему». Репетитор с ученой степенью будет стоить вам дороже, но высокая цена и наличие опыта преподавания в ВУЗе, также не всегда являются гарантией, что это именно тот человек, который вам нужен. Учителя на пенсии часто занимаются репетиторством с энтузиазмом, внимательно изучают все новинки и могут хорошо ладить с подростками. Главное, чтобы контакт между ребенком и репетитором получился, и они стали понимать друг друга с полуслова. Занятия должны приносить удовольствие и вселять уверенность в своих силах. Ищите того кандидата, который устроит и ребенка и вас.

Репетитор не должен:

  • «строить» ребенка, и тем более, родителей. Этого ребенку хватает в школе;
  • «грузить» ребенка рассказами и случаями из своей жизни;
  • разрешать ребенку самому решать, что делать на занятии и во сколько его заканчивать;
  • злоупотреблять переносом или отменой занятий;
  • быть занудным;
  • давать сверх обещания;
  • отказываться отвечать на вопросы ребенка;
  • избегать контакта с родителями.

Если что-то из выше перечисленного вы заметили сразу или позже, от услуг такого педагога лучше отказаться.

Самая главная задача репетитора – мотивировать ученика. У вашего ребенка должен проснуться интерес к учебе и появиться уверенность в том, что у него все получится. Репетитор, в данном случае, еще и психолог, который вместе с учеником «ищет его дорогу» к успешному обучению. Не ждите, что ваш ребенок сразу станет отличником – чудес не бывает. Но обращайте внимание, не только на оценки, но и на то, изменилось или нет отношение к учебе.

Еще одна из важнейших задач – это систематизация знаний. Не может быть, что ваш ребенок приступил к занятиям «с пустой головой». Но те знания, которые в этой голове уже есть, необходимо активизировать и «заставить работать».

Такой путь, как натаскивание тоже необходим. Пусть вас не пугает это слово. Это старый и надежный способ обучения. Главное, чтобы все обучение не шло только этим путем.

Помимо выполнения домашних заданий, хороший репетитор использует еще и мини-тренинги, когда он вместе с ребенком пишет диктанты, тесты, выполняет контрольные работы.

Многие репетиторы пользуются еще таким приемом – первым делом они начинают изучать новый материал, который ребенку еще только предстоит проходить по школьной программе в ближайшем будущем. Тем самым, помогая ребенку усвоить новую тему и сразу же начать чувствовать себя увереннее. Но смотрите, чтобы репетитор не злоупотреблял этим приемом. Идти на шаг впереди класса привлекательно для ребенка, но в данном случае – это не его личная заслуга.

При всей успешности тандема репетитора со школьником, нужно понимать, что вечно это продолжаться не может. Нужно вовремя остановиться, и отправить ученика в самостоятельную учебную жизнь.