Присмотримся повнимательнее к стулу и столу, за которым делает уроки Ваш ребенок. От того, насколько продуманно и правильно вы обставили «кабинет» первоклассника, напрямую будет зависеть его успеваемость.
Конечно, выделить ребенку отдельную комнату для приготовления уроков не всегда представляется возможным. Соответственно в этом случае важно визуально отделить так называемую «игровую» зону от «рабочей», чтобы первоклассника ничто не отвлекало от занятий. Для этого можно использовать передвижную перегородку – подойдет и ширма, и стеллаж, и подвешенные тканевые жалюзи. Визуально разделить пространство можно также, наклеив обои нейтрального цвета в «рабочей» зоне по сравнению с остальной частью комнаты.
Оформляя рабочее место ребенка, помните о том, что создаваемая атмосфера должна располагать к труду (игрушки, телевизор и прочее лучше разместить в другой части комнаты).
Все внутри получившегося рабочего пространства должно быть полезным, но не отвлекающим внимание (например, висящий на стене разработанный режим дня, расписание уроков, географические карты и прочее). На свободной стене можно сделать полку или кармашки, в которые ребенок сможет складывать какие-то важные вещицы, которые должны быть всегда под рукой.
В общем, важно не перегружать уголок серьезными вещами, но при этом нужно четко и определенно отделить его от игровой зоны.
Теперь поговорим про СТОЛ
К сожалению, очень многие дети уже до школы неправильно сидели и приобрели нарушение осанки. Однако от габаритов и модели рабочего стола будет зависеть не только осанка вашего ребенка, но и его зрение и, что не менее важно, желание учиться.
Есть несколько довольно жестких правил, которые относятся к любому столу, предназначенному для работы.
Глубина рабочей поверхности – не менее 60-80 см, ширина – не менее 120-160 см, для свободного размещения ног – не менее 50 см в ширину и не менее 45 см в глубину. Высота же столешницы полностью зависит от роста ребенка: малышу ростом от 100 до 120 см хватит 45-48 см.
Проверить «правильность» стола можно прямо в магазине: край стола при посадке должен быть на уровне груди (чтобы ребенок мог опираться на локти), ноги должны стоять под прямым углом, колени – ни в коем случае не подпирать стол снизу. Ноги всей ступней должны стоять на полу, и ни в коем случае не висеть!
Кстати, если вы не хотите менять рабочий стол в кабинете своего школьника каждые 2-3 года, предпочтение лучше отдать трансформируемой модели.
Подберите правильно СТУЛ
При росте ребенка 100-120 см высота сидения над полом должна быть 32см, а глубина 27см. Стул должен быть с твердым основанием, т. е. не на колесиках. Приучите ребенка сидеть прямо, не нагибаясь низко над столом. Если сидеть согнувшись, защемляются мышцы шейного отдела, а значит, нарушается питание сосудов головного мозга, отсюда недостаток питания сосудов глазного дна, спазмы глазных мышц, и как следствие — близорукость. Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см. А расстояние между грудью и партой контролируется с помощью собственного кулачка ребенка, который свободно размещается между краем стола и грудью ребенка.
Лучше расположить письменный стол так, чтобы свет падал слева. Параллельно окну ставить стол не рекомендуется, так как свет, падающий прямо, ослепляет ребенка, особенно в яркие солнечные дни. Стекла окон в комнате должны быть чистыми, а занавески не плотными. Подоконник рядом со столом лучше освободить от высоких растений. Все это обеспечит хорошую освещенность рабочего места.
Настольная лампа необходима на письменном столе. Свет от нее должен падать слева, а мощность лампочки должна быть не менее 75 Вт. Абажур обязателен, он дает равномерную освещенность, и ребенок не видит светящуюся нить.
Однако помните: свет одной-единственной настольной лампы категорически противопоказан детям! Если все остальное пространство детской комнаты тонет в полумраке, создаваемый контраст способен вызывать быстрое утомление зрения ребенка, а через определенное время и снижение остроты зрения.
Для того чтобы ребенок не утомлялся во время работы, источники света нужно комбинировать. К примеру, направленный поток света на рабочую зону обеспечивается тепловыми лампами (обычными или галогенными лампами накаливания), а для создания общего освещения можно использовать компактные люминесцентные лампы. Можно использовать комбинацию настенных бра или светового карниза с отраженным светом и отдельного светильника непосредственно над рабочей зоной.
И не забудьте позаботиться о том, чтобы в кабинете первоклассника была удобная система хранения канцелярских принадлежностей, книг, тетрадей и прочих вещей. Для этого можно использовать шкафы-купе, ниши, мобильные контейнеры, даже ширму с множеством кармашков разного размера. Важно, чтобы полки и ниши были размещены в пределах доступности ребенка, и тогда ваше чадо с детства научится соблюдать порядок.
Детский организм особенно восприимчив к воздействию различных факторов окружающей среды, поэтому детские комнаты нужно обустраивать особенно тщательно. Покупая мебель в детскую, разрабатывая интерьер комнаты, выбирая обои, нужно помнить, что любая недоработка (неподходящий стул или агрессивный цвет) может повлиять на психику ребенка и даже ухудшить его здоровье.
Требования к рабочему месту школьника
-письменный стол должен стоять в самом освещенном месте в комнате; это место - вблизи окна (однако, мы не забываем, что подход к окну должен быть свободен);
-свет должен падать на рабочую поверхность стола с левой стороны: в дневное время - это свет от окна, в вечернее время - свет от настольной лампы; настольная лампа устанавливается в левом дальнем углу стола; если ребенок левша, свет на рабочую поверхность стола должен падать справа, и в таком случае настольная лампа устанавливается в правом дальнем углу письменного стола;
-письменный стол может быть и однотумбовый, и двухтумбовый, количество выдвижных ящиков значения не имеет;
-стол должен быть достаточно высок для того, чтобы ребенок, сидящий за ним, не сутулился, чтобы держал спину ровно;
-на поверхности стола не должно быть никаких лишних предметов; известно, дети любят различные симпатичные безделушки, и если мама не очень внимательно следит за порядком, стол ее ребенка может такими безделушками просто обрасти; лишние предметы занимают место (и его в конце концов не хватает для учебников и тетрадей, и ребенок пишет и рисует, свесив локти со стола), отвлекают внимание ученика (ребенок, не дописав предложения, не дочитав абзац, берет любимую игрушку и начинает играть), мешают вытирать со стола пыль;
-особенно важно, чтобы на столе не было предметов с гладкой блестящей поверхностью, способной отражать свет; в противном случае свет, отраженный от лампы, будет ослеплять, будет утомлять орган зрения; при покупке для ребенка стола следует останавливать выбор на столе с матовой столешницей - в отличие от лакированной столешницы, она почти не отражает свет от настольной лампы или от окна;
-можно положить на столешницу органическое стекло, которое не отличается большой отражающей способностью; под это стекло можно поместить расписание занятий, календарик;
-если у ребенка есть компьютер, то последний, конечно же, должен помещаться на специальном приставном столике; в том случае, когда специального столика нет, монитор, колонки и клавиатура могут быть установлены и на письменном столе; системный блок вертикальной формы (типа tower-башня) при этом лучше всего расположить сбоку от стола на какой-нибудь подходящей подставке.