Не требует доказательств та простая истина, что питание играет огромную роль в развитии детского организма, что дети должны получать высококалорийные, свежие, богатые витаминами продукты. Дело, однако, не только в том, что ест ребенок, но и в том, когда и как он ест.
Одна и та же пища усваивается по-разному в зависимости от того, как распределить ее в течение дня. Если ребенок ест всегда в одни и те же часы с правильными промежутками (примерно через 4 часа), то к определенному времени начинается выделение пищеварительных соков, создается здоровый аппетит — «рефлекс на время», как говорил И. П. Павлов. Стоит изменить этот порядок и начать питаться нерегулярно, как налаженная работа пищеварительных желез расстраивается: они начинают выделять меньше соков. Это замедляет переваривание и продвижение пищи по пищеварительному каналу, может повести к расстройству пищеварения.
С первых лет жизни дети должны привыкнуть к порядку: есть только за столом, только в установленное время. Очень вредно, если ребенок «перехватывает» наспех то кусок пирога, то котлету, выбегает на улицу с бутербродом в руках и т. д. Такая беспорядочная еда приносит вред, так как основную пищу ребенок съедает потом уже без удовольствия и в меньшем количестве. Если подобные нарушения режима повторяются часто, они могут привести к стойкой потере аппетита.
Ребенок — существо увлекающееся, подвижное, сплошь и рядом ему «некогда» как следует поесть. Он спешит побыстрее справиться с супом, на ходу дожевать второе и заняться делами, с его точки зрения несравненно более важными, чем обед.
Такой спешки нельзя допускать — пусть ребенок привыкнет есть спокойно, как говорится, «с толком, с чувством». Ведь интерес к еде вызывает усиленное выделение так называемого «аппетитного» сока и, следовательно, улучшает пищеварение. Не следует, однако, и слишком затягивать время пребывания за столом: длительность обеда не должна превышать 30 минут.
Школьники любят иногда, подражая взрослым, садиться за стол с книгой, журналом или во время еды перелистывать учебник. Это надо категорически запрещать.
Лучше всего придерживаться примерно следующего режима питания: в 8—8 часов 30 минут утра завтрак из двух блюд:
- первое каша, картофель, овощи, яйца, творог;
- второе — молоко, кофе с молоком, чай.
В 12 — 13 часов обед из двух-трех блюд. Как правило, он начинается с супа, что способствует выделению желудочного сока, а значит,— лучшему перевариванию и усвоению второго блюда — более плотной и, как правило, более калорийной пищи. Сладкое дает возможность закончить еду с удовольствием.
В третий раз (полдник) детям следует поесть в 16 — 16 часов 30 минут что-нибудь легкое:
- молоко или кефир, простоквашу, чай;
- творог, творожные блюда;
- сдобную булку, пирожки;
- фрукты, ягоды, сладости.
Ужин должен состоять из двух блюд: горячей каши, крупяных или овощных котлет, запеканки, творожного или яичного блюда и чего-нибудь жидкого молока, киселя, компота, кефира, простокваши, чая.
Разумеется, в зависимости от того, в какой смене занимается школьник, сколько времени он проводит в школе, этот распорядок может изменяться.
Перед едой детям, как и взрослым, полезны закуски. Они рассчитаны на то, чтобы возбудить любопытство, интерес к еде, иными словами — возбудить аппетит. Для детей предпочтительнее овощные блюда: салаты, винегреты, редис или редька со сметаной, растительным маслом, помидоры, свежие огурцы. Все эти овощи усиливают слюноотделение и таким образом облегчает пищеварительный процесс уже в самом его начале, в полости рта.
И дальше, в желудочно-кишечном тракте, овощи способствуют выделению пищеварительных соков, улучшая переваривание пищи. Лабораторными исследованиями доказано, что если мясной или рыбный суп готовится с овощами, то на него выделяется в два раза больше желудочного сока, чем на чистый мясной или рыбный бульон. Известно, что если на 100 граммов мяса выделяется 13 кубических сантиметров желудочного сока, то на это же количество мяса с капустой выделяется около 21 кубического сантиметра желудочного сока. Вот почему второе мясное или рыбное блюдо полезно дополнять овощным гарниром. Детям следует давать овощи и в сыром виде, а также квашеные, соленые.
Общий вес суточного рациона детей от 7 до 11 лет должен составлять около 2000 граммов, а для детей 11 —14 лет — до 2400 граммов.
Очень важно для развития организма распределение этой еды по объему и калорийности.
Обычно наиболее сытным и обильным бывает обед. Однако наблюдения за детьми показали, что многие из них с трудом съедают плотный обед и гораздо лучше едят, если пища распределяется в течение дня равномерно.
При всех условиях питание ребенка надо строить таким образом, чтобы мясные и рыбные блюда подавались в первую половину дня, так как эти продукты богаты белком, а мясной и рыбный белок действует возбуждающе на нервную систему, и если давать эти блюда на ночь, дети плохо, беспокойно спят. Кроме того, мясо и рыба, особенно в соединении с жиром, дольше задерживаются в желудке, для их переработки требуется много пищеварительных соков.
Избыток жира в питании детей является нецелесообразным; особенно следует избегать жирной пищи на ночь. Известно, что во время ночного сна в организме человека выделяется меньше пищеварительных соков, а поэтому пища хуже переваривается и усваивается. Не следует давать детям на ужин блюд, возбуждающих жажду.
Некоторые дети слишком часто пьют воду, это превращается у них в привычку, с которой приходится бороться. Следует, однако, помнить, что потребность растущего организма в воде относительно довольно велика. Поэтому и завтрак и обед, и полдник, и ужин должны включать жидкое блюдо.
В жаркое время следует давать детям, особенно младшего возраста дополнительно жидкость: кипяченую воду, соки. Не рекомендуется применять молоко для утоления жажды. Молоко — еда, а не питье.
В школе дети проводят 4-5, а то и 6 часов. За это время они тратят много энергии. И взрослые по собственному опыту знают, что если долго не есть, начинает болеть и кружиться голова, появляется слабость, раздражительность, падает трудоспособность. Дети в этом отношении еще менее выносливы. Длительный перерыв в еде делает школьников рассеянными, понижает восприятие учебного материала. Если такие перерывы происходят изо дня в день, могут возникнуть расстройства желудка и кишечника — потеря аппетита, тошнота, боли в животе, понос или запор.
Горячий завтрак в школе должен быть полноценным и содержать все необходимые детям пищевые вещества в достаточном количестве и в определенных соотношениях.
Детям необходимы белки — этот основной «строительный материал» растущего организма. Особенную ценность представляют белки молока, молочных продуктов, мяса, рыбы, яиц. Они содержат наибольшее количество необходимых ребенку аминокислот, хорошо усваиваются и поэтому создают благоприятные условия для развития организма.
Жиры — наиболее калорийная часть пищи. Они значительно повышают устойчивость против инфекционных заболеваний, что, разумеется, очень важно в школьном возрасте. При правильно построенном питании небольшое количество жира отлагается в организме в виде резерва и расходуется затем по мере надобности. Умеренное отложение жира под кожей, вокруг внутренних органов, в мышечной ткани необходимо еще и потому, что жировая ткань защищает внутренние органы от травмы, предохраняет организм от потери тепла. Для детей наиболее полезно сливочное масло, жир молока, сливок, сметаны, яичного желтка. Это не значит, однако, что чем больше таких жиров, тем лучше. Все хорошо в меру.
Дети много двигаются и тратят вследствие этого много энергии. Энергетические траты лучше всего покрываются углеводами. Ими богаты мука, крупа, картофель, некоторые овощи, фрукты и ягоды.
Растущему организму необходимы, наконец, минеральные вещества и витамины. Минеральные вещества участвуют в построении клеток различных тканей (костной, нервной), входят в состав крови, желудочного сока. Витамины повышают сопротивляемость инфекционным заболеваниям, улучшают пищеварение, поднимают общий тонус. При недостатке в пище витаминов у детей наступает вялость, они начинают быстрее уставать, теряют аппетит.
Если набор продуктов для школьных горячих завтраков будет содержать молоко, молочные продукты, мясо, рыбу, яйца, сливочное масло, разные крупы, хлеб пшеничный и ржаной, картофель, разнообразные овощи, фрукты, то дети получат все необходимые им вещества.
Продукты для школьных завтраков должны быть свежими и хорошего качества, меню — разнообразным, блюда вкусно приготовленными. Стараться вкусно готовить, разнообразить стол, красиво подавать блюда отнюдь не значит, как думают некоторые, баловать ребенка. Однообразная пища с каждым днем вызывает все меньшее и меньшее выделение пищеварительных соков, следовательно, она будет хуже перевариваться и хуже усваиваться. Наоборот, блюда, приготовленные из разнообразных продуктов, возбуждают аппетит и приносят больше пользы.
Горячий завтрак дети должны получать всегда в одно и то же время, под наблюдением педагога. При хорошей организации дела завтраки имеют не только большое оздоровительное, но и воспитательное значение: дети привыкают мыть руки перед едой, правильно пользоваться столовым прибором, есть без торопливости, без шума.
Наладить горячее питание в школе иногда бывает нелегко. Но если за дело энергично берется школьный врач, весь педагогический коллектив, если на помощь приходят родители, все трудности удается преодолеть.
Школьники, которые занимаются в первую и вторую смену, должны вставать и завтракать в одно и то же время. Тем, кто с утра уходит в школу, следует второй раз поесть в 12 часов, во время большой перемены. Обед они должны получить в 16—16 часов 30 минут дома или в школе (при продленном дне).
Ученикам второй смены надо пообедать в 12—13 часов перед уходом в школу.
В школе в 16—16 часов 30 минут дети этой смены должны получить полноценный полдник.
Ужинать всем детям следует не позднее, чем за полтора-два часа до сна.