Родительское собрание «Дети и родители на школьном старте»
Тема. «Дети и родители на школьном старте »
Форма проведения. родительское собрание
Аудитория :родители подготовительной к школе группы
Количество участников :24 родителя. воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед
Задачи :
1. Обсудить с родителями виды готовности детей к школьному обучению .
2. Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.
3. Дать рекомендации по подготовке ребенка к школе .
Информационно-техническое обеспечение :пригласительные, памятки, выдержка из ФГОС о стандарте выпускника ДОУ
Материалы и оборудование :анкета, стулья по количеству участников, листы чистой бумаги, ручки, карточки с вопросами.
Ход проведения:
Родительское собрание для родителей подготовительной группы
«Дети и родители на школьном старте »
Цель. помочь родителям детей. находящихся на школьном старте. сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе .
Родители входят в зал перед ними стол, на котором лежат разноцветные лепестки (пяти цветов, выбирают понравившийся.
Вступление :Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть сегодня здесь, с нами. Сегодня мы с вами поговорим о готовности детей к школе. Но прежде чем мы с вами перейдем к основной части собрания. мне бы хотелось, чтобы вы поприветствовали друг друга.
Упражнение «Здравствуйте!» Сейчас мы все будем свободно двигаться по залу, подходить к каждому участнику нашей встречи и глядя друг другу в глаза говорить «Здравствуйте!» - пока все не поприветствуют друг друга.
Выделяются разные виды готовности к школе :
- Психологическая готовность
-Физическая готовность. состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
- Специальная готовность. умение читать, считать, писать
Упражнение «Серьезный момент».Прошу вас разделиться на команды. У каждого из вас лепесток определенного цвета, найдите участников с таким же цветом лепестка, объединяйтесь в команды. О том, что начало обучения ребенка в школе - один из самых серьезных моментов в его жизни, знают все. Но, что значит «серьезный момент». На этот вопрос я прошу ответить каждую из команд (на обсуждение3-5 мин) .
Анкета
«Насколько вы готовы быть родителем школьника (автор А. Колеченко)
Родителям предлагается оценить правомерность следующих утверждений :
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока - непосильная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, что мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью.
11. Начальная школа. по-моему, мало способна чему – либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит. «Мама, мы пойдем в школу вместе ?»
Родители по инструкции подсчитывают баллы, узнают свой уровень готовности быть родителем школьника .
Упражнение «Вопрос-ответ». У каждой команды карточка с вопросом, который задается другой команде. На обсуждение 10 мин.
«Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?»
Предлагайте ребенку небольшой объем занятий – не более 5 мин.
Все занятия проводите в игровой форме. складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям.
Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребенка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребенка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.
«Если ребенок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать?»
Если ребенок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учебу как привлекательную деятельность – строгих границ для занятий ставить не стоит.
Старайтесь переключать ребенка с одного деятельности на другой, предлагайте разнообразить ситуации, которые могут случиться в школе. спрашивайте, как он поступит, если :
-он кого-то обидит;
- его кто-то обидит;
- у него что-то заболит;
- он потеряет какую–то вещь;
- он не поймёт, как выполнить задание и т. д.
«Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа » ?»
Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет социальной позиции школьника. т. е. стремление ребенка стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения. уважения учителя, товарищей по школе .
Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения. Расскажите ребенку о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе. посмотрите фильмы. Это создаст положительную установку на учебу в школе .
«Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе ?»
Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способность управлять своими движениями, телом. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности.
Почему ребенку трудно управлять своим поведением?
Потому что у него недостаточно развита воля. Управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка. внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться поставленной задачи. Для развития у дошкольников воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.
«В чём различие взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе ?»
При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся деловыми. Тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе .
мышления.
Кризис 7 лет
Кризис 7 лет обычно совпадает с периодом в жизни ребенка, когда он идет в школу .
Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.
Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным.
С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность.
С другой, кажется излишне взрослым. предъявляет к окружающим нормы.
Любой старший дошкольник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают") .
Уважаемые родители наберитесь терпения. будьте внимательны к своим детям и просто любите их!
Игра «Действуй по инструкции» Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция. потянитесь, повернитесь, сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, наклонитесь, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите "хорошо"!
Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? - Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.
Игра «Аукцион» Развитие познавательной активности. Родителям демонстрируется любой предмет, например, карандаш. Команды по очереди дают ему характеристики. по назначению – рисовать, писать, бросать, чесать и другие. Качественные – жёлтый, деревянный, острый и другие. Выигрывает та команда, которая последняя даст ответ.
Игра «Да и нет не говори» Развитие воли. Сейчас я задам каждойкоманде по 4 вопроса :
- Вы ходите в детский сад?
- Вы живёте в Африке?
- Вы любите мороженое?
- Вы ели чёрное мороженое?
- Вы умеете ходить на руках?