На базе нашей школы функционирует логопедический кабинет для обучающихся с заиканием. Помимо традиционных логопедических методов и приемом в коррекционной работе используется компьютерная технология "Тренажер БОС – логотерапевтический". Технология биологической обратной связи разработана "Институтом биологической обратной связи" г. Санкт-Петербург А. А. Сметанкиным и соавторами. Этот метод коррекции речи и функционального состояния человека в последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил широкое распространение. Оздоровительный эффект инновационной методики заключается в синхронизации работы двух самых важных (ведущих) систем нашего организма — сердечно-сосудистой и дыхательной. Современные технологические средства сделали доступным возможность освоить навык диафрагмально-релаксационного дыхания детьми любой возрастной группы.
Целью методики является формирование, совершенствование и коррекция речи и функционального состояния у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.
Задачи методики:
1. Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма;
2.Обеспечение оптимального гомеостаза организма;
3.Оптимизация работы кардио-респираторной системы;
4.Улучшение мозгового и периферического кровоснабжения;
5.Включение резервных возможностей организма;
6.Купирование общеневротических и логоневротических проявлений;
8. Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время нее;
9. Налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе);
10. Формирование и развитие новых речевых навыков, нового речевого и поведенческого стереотипов и нового функционального состояния в целом;
11. Обеспечение оптимальной физиологической и энергетической цены речи и ее компонентов;
12.Профилактика нарушений голоса и речи;
13.Оптимизация реабилитационного процесса на пути восстановления голоса и речи;
14.Развитие высших психических функций;
15.Развитие волевых качеств личности;
16.Активное участие пациента в реабилитационном процессе и процессе саморегуляции;
17.Оздоровление организма в целом.
В работе логопедического кабинета для обучающихся с заиканием метод "БОС – логотерапевтический" успешно применяется с 2013 года. Под контролем данной компьютерной программы у обучающихся с заиканием формируется диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлиненным равномерным плавным выдохом, который затем используется для формирования нового динамического стереотипа речевого дыхания, речи и поведения.
Применение логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи позволяет решить две основные и важные для специалиста и обучающегося с заиканием задачи. Во-первых, отказаться от присущего патологического стереотипа дыхания, речи и поведения, что сделать только традиционными методами крайне сложно, и, во-вторых, сформировать новый стереотип дыхания, речи и поведения, который соответствует индивидуальной норме или максимально приближен к ней.
На основании проведенного анализа результатов по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи у обучающихся с заиканием 1 – 10 классов отмечается устойчивая положительная динамика со стороны речи и функционального состояния в 85-ти% случаев. Общее количество обучающихся с заиканием, допущенных к занятиям после объективного обследования специалистами (неврологом, кардиологом) и прошедших основной курс, составило 75 человек. Отрицательные результаты отсутствуют. Таким образом, получен положительный опыт работы, подтверждающий целесообразность применения данного метода в коррекции заикания. Он оптимизирует реабилитационный процесс, повышает результативность и эффективность работы.
Логотерапевтический компьютерный комплекс для коррекции речи методом биологической обратной связи позволяет наблюдать:
1.устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения;
2.положительную динамику со стороны высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления);
3.активизацию волевых качеств личности обучающихся с заиканием (активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости, работоспособности);
4.расширение резервных и адаптационных способностей организма, улучшение вегетативных функций организма.
5.умение обучающихся с заиканием применять навык диафрагмально-релаксационного
дыхания для устранения избыточного функционального, психоэмоционального и
мышечного напряжения в окружающей социальной среде.
Метод коррекции речи и функционального состояния человека – высокоэффективный немедикаментозный способ реабилитации детей с логоневрозами.