Перейти к содержимому

Воспитание младшего школьника

Воспитание младшего школьникаВне всяких сомнений, воспитание детей – сложный, тонкий и ответственный процесс. Тем более воспитание ребенка младшего школьного возраста, когда под влиянием семьи, учителя, систематического обучения, детского коллектива, формируются и закрепляются основные черты, в той или иной степени определяющие развитие личности ребенка, а следовательно и его будущего.

Цели и задачи воспитания младшего школьника

Основной целью воспитания школьника является оказание помощи личности во всестороннем развитии, т. е. высшей целью становится высоконравственный гражданин, воспитанный в духовных и культурных традициях России.

Перед воспитательным процессом школьников младших классов стоит целый ряд общечеловеческих задач, которые решаются в контексте национального воспитательного идеала. Вот основные из них:

  1. гармоничное развитие личности с учетом ее природных и социальных возможностей с учетом требований общества;
  2. воспитание инициативного, ответственного и компетентного гражданина;
  3. формирование основ морали, способности к духовному развитию;
  4. прививание школьнику основных общенациональных ценностей;
  5. формирование эстетических ценностей и чувств;
  6. развитие способности к трудолюбию, к преодолению трудностей.

Воспитание младшего школьника в семье

Традиционно главным институтом воспитания и развития ребенка является семья. Те основы, которые ребенок получает в семейной обстановке сохраняются с ним на всю жизнь. В семье закладывается фундамент для создания полноценной личности, которая уже к поступлению в первый класс практически наполовину сформирована. Значительная роль семьи, как основному институту образования, отводится также потому, что ребенок находится в семейной обстановке длительное время.

Основная задача родителей — достижение душевной гармонии, нравственного единения с ребенком. Процесс воспитания не должен быть отпущен родителями на самотек, нельзя оставлять ребенка предоставленному самому себе, наедине с самим с собой. В семье, где царит любовь и радость, нежность и забота, оптимизм и душевность, ребенок развивается полноценным, психически здоровым, нравственно развитым человеком. От родителей ребенок перенимает абсолютно все: как внимание и доброжелательность, так и неуважение, грубость, злость, раздраженность.

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос высоконравственным, ответственным, благоразумным и порядочным человеком. Родители могут ему в этом помочь, подавая хороший пример своими поступками, проявляя любовь, сочувствие и заботу по отношению к малышу.

Воспитание младшего школьника в школе

В возрасте 6-7 лет жизнь ребенка меняется кардинальным образом – он идет учиться в школу. С этого момента претерпевают изменения все сферы его жизни – отношения с окружающими его людьми, общение со сверстниками, виды деятельности.

Основным занятием младшего школьника теперь становится учеба, которая меняет организацию его жизни в связи с появлением новых обязанностей. Родные и близкие ребенка также начинают воспринимать малыша по-другому. В связи с началом обучения происходит перестройка всех познавательных процессов ребенка, приобретающих свойства, характерные взрослым людям.

Для того чтобы у ребенка развивались навыки общения, умения преодоления трудностей адаптации и тревожности требуются различные формы коллективной работы в учебной и внеучебной деятельности младшего школьника. И чем эта работа интереснее и разнообразнее, тем быстрее ребенок овладеет такими мыслительными процессами, как сравнение, общение, обобщение.

Игры ребенка с началом его образования тоже меняются, так как ребенок начинает привносить в них свой опыт, полученный в ходе обучения, новые открытия и знания. В дошкольном возрасте ребенку были интересны ролевые, подвижные и ситуативные игры. Школьнику же нравятся игры, где можно проявить свои интеллектуальные способности. Поэтому важно для успешного обучения младшего школьника максимально использовать элементы игры в ходе уроков.

Ребенок, переступивший порог школы, конечно же, рассчитывает на учебный успех, и в том случае, если этого не случается, малыш переживает целую гамму негативных чувств, а это оказывает отрицательное воздействие на восприятие, память, мышление, самоощущение ребенка. Поэтому важно поддерживать у младшего школьника позитивно окрашенные чувства и выстраивать цепочку — удивление-радость-интерес в процессе обучения.

Воспитание ребенка — ежедневный непрерывный процесс. Поэтому важно, чтобы малыш вел разнообразную, содержательную и познавательную жизнь. Познание мира с его неизбежными трудностями, приобретение новых навыков и умений, общение друзьями, приобщение к труду и общественно полезной деятельности — эти процессы для ребенка должны проходить радостно и увлекательно. Только тогда воспитание ребенка становится эффективным.

Роль семьи в воспитании ребенка сложно переоценить, но так же значимо и участие школы в образовательном процессе. И только при совместной, кропотливой работе родителей и учителей происходит формирование высоконравственной личности младшего школьника.

Автор статьи: Увжикоева Елена Алексеевна