Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
"Родной край, его история," – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – "основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества".
Управление образования администрации г. Тулы ставит перед собой цель создания городской системы, обеспечивающей духовно-нравственное образование учащихся, основанное на приобщении к культурным ценностям Тульского края. Продуманы виды и формы деятельности учащихся, концепция, программы.
В рамках системы духовно-нравственного воспитания учащихся осуществляются проекты "Наше наследие", "Духовные святыни России" и другие.
Проект "Наше наследие" имеет несколько направлений:
– "Литературное краеведение" (встречи с писателями, книжные выставки, презентации книжных новинок, лучших популярных и забытых художественных произведений, их постоянные участники МОУГ № 20, МОУСОШ № 18, 28, 58, 65);
– "Современная литература" (дискуссии "Современна ли русская классика", декады чтения "Великой Победе – 65", в нихпринимали участие учащиеся МОУГ № 20, МОУЛ № 2, МОУСОШ № 18, 58, 65);
– "Библиотека и молодежь. Информационное обеспечение образования" (выпуск информационных изданий, мультимедийных обзоров, справочников. Этим успешно занимается МОУСОШ № 38, 18,65, 71);
– "Искусство как способ познания жизни" (конкурсы мультимедиа проектов, творческие конкурсы, праздники, фестивали. В их реализации были задействованы педагоги и учащиеся МОУСОШ № 36, 3,55, МОУЛ№ 3);
Реализация данных проектов невозможна без сотрудничества с учреждениями культуры города. Продумана система взаимодействия с Тульским художественным музеем, музеем П. Н. Крылова, военно-историческим музеем-заповедником "Куликово поле", библиотеками города.
В рамках проекта "Духовные святыни России" работает городское методическое объединение учителей основ православной культуры. Во многих школах города преподаются курсы мировой художественной культуры, основ православной культуры, культурологии.
Проводятся Рождественские и краеведческие чтения, творческие и научно-исследовательские конкурсы учащихся и педагогов.
Таким образом, осуществляется социальный заказ общества на духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.
Базовые национальные ценности – основное содержание
Е. И. Барышникова,
методист МОУ ДОВ "РМК Центрального района г. Тулы"
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно - нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. "Действии для людей и на людях" спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника
учитель истории и обществознания МОУСОШ № 36
Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.
На примере нашей школы № 39 можно проследить, как менялась год от года материально-техническая база образования, как внедрялись новые технологии.
Мы имеем доступ к Интернету, интерактивную доску, практически в каждом учебном классе организовано автоматизированное рабочее место учителя, создана библиотека электронных учебных пособий по различным предметам, готовится к открытию еще один компьютерный класс для начальной школы. Как и большинство ОУ города, школа заключила договор о создании электронной системы "Дневник. ru ". Мы готовимся к переходу на работу в новой операционной системе Linux .
Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте "Наша новая школа" и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.
А что же такое компетенция? Э то готовность человека действовать в любой ситуации. Базовые компетенции стали своего рода общеобязательным минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии. В уставе ЮНЕСКО выдвинуто требование к школе – "учить познавать, действовать, жить, жить вместе".
Для современного школьника базовыми являются компетенции :
– информационная (готовность к работе с информацией);
– коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);
– кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).
– проблемная (готовность к решению проблем).
К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:
– обращение к опыту учащихся;
– решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;
– организационно-деятельностные игры (ОДИ);
– проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;
– интеграция обучения.
Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно - деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.
Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко используем организационно-деятельностные игры. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.
Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научных обществ учащихся. НОУ позволяет реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня. Городские научные чтения учащихся "Шаг в науку" стали трибуной для школьников, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью.
Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными организациями, с вузами, сузами.
В своей деятельности творчески работающие учителя города широко используют музейную педагогику не только для воспитания социально-значимых качеств личности, но и для формирования базовых компетенций. Это в первую очередь большая поисковая работа, музейные уроки, работа лекторских групп. Каждое ОУ подбирает своих партнеров для сотрудничества. Для нашей школы важным направлением работы является участие в международной совместной долгосрочной программе "Академия детской дипломатии на пути к культуре мира". Формированию базовых компетенций служат телемосты и Интернет-конференции в режиме он-лайн общения школьников разных стран, слеты, ставшие традиционными в ходе реализации программы. Таким образом, в современных условиях учителю необходимо формировать базовые компетенции современного школьника как в урочной, так и во внеурочной и внешкольной деятельности.